Идея всемогущего Бога, который присматривает за людьми и наказывает тех, кто отклоняется от благих дел, возникла после того, как люди покинули племена и построили более сложные общества, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.
В исследовании рассматривается возникновение этих обществ и идея морального Бога. От древних египтян до Римской империи и хеттов – вера в сверхъестественное так же стара, как люди.
Но идея всезнающего существа, охраняющего мораль, возникла недавно. До неолитических революций, появления сельского хозяйства и первых обществ люди жили в сравнительно небольших группах, основанных на родстве.
![](https://img.lifter.com.ua/data/2019/february/8453/5c93a6fed7ca0.jpeg)
В племенах все знали друг друга, и было трудно вести себя асоциально. Риск быть идентифицированным, наказанным или исключенным из группы был достаточным, чтобы контролировать это.
Но по мере того как общества становились все более сложными, отношения с незнакомцами росли, и в то же время шансы быть наказанным.
«Мы пришли к выводу, что боги-нравоучители не являются необходимыми для создания крупных обществ, — пояснил директор Центра изучения социальной сплоченности Оксфордского университета в Соединенном Королевстве и соавтор исследования Харви Уайтхаус.
Фактически, они появляются только после сильного роста социальных веток, когда общество достигает примерно миллиона человек».
Вместе с большой группой ученых британский антрополог проанализировал 414 политических образований, появившихся после неолита.
Чтобы измерить их сложность, они использовали до 55 различных переменных, таких как наличие стратификации и социальной иерархии, была ли частная собственность и возможность ее передачи, развитие сельского хозяйства или армии.
На самом деле, исследованные показывают, что их социальная сложность возрастает в среднем в пять раз до прибытия этих богов, чем после.
![](https://img.lifter.com.ua/data/2019/february/8453/revista-nature-investigacion-explicar-sociedades_0_13_1000_623.jpg)
Только тогда моральный Бог выполняет социальную функцию.
Возможно, это потому, что на данный момент общества настолько велики, что становятся уязвимыми для внутренней напряженности и конфликтов.
Боги-морализаторы могли бы предложить обществу возможность продолжать процветание, несмотря на такую напряженность, заставляя всех сотрудничать, не оскорблять превосходящую власть, внимательную к нашему поведению по отношению к другим и которая, как считается, наказывает преступников.
Однако исследование показывает, что могут существовать очень сложные общества и без великого морального Бога.
Это не значит, что они не наказывали людей, но они делали это не приписывая свою волю божествам. Большинство из них американцы или жители Юго-Восточной Азии.
Гендерные нормы ацтеков, кажется, больше сосредоточены на поддержании универсального порядка и индивидуальном совершенствовании, чем на установлении религиозно контролируемых обычаев.
Исследование идет еще дальше и считает, что есть даже связь между появлением письма и моральных богов.
![](https://img.lifter.com.ua/data/2019/february/8453/adan-y-eva-2-655x368.jpg)
В девяти из 12 проанализированных областей первые письмена появляются в среднем за 400 лет до первых упоминаний о богах.
Но не все так думают. Директор Института науки о человеческой истории в Германии, эволюционный биолог Рассел Грей, утверждает, что «упоминания о богах трудно найти до изобретения письма, но это не означает, что их не было».
Первые работы были в основном документами о финансовых операциях, а не о религиозных убеждениях.
А что вы об этом думаете?