В исследовании, проведенном учеными из Университета Ватерлоо, приняли участие 325 римско-католических монахинь в Соединенных Штатах.
Монахиням было предложено сообщить, на скольких языках они могут говорить. Для анализа было также взято 106 образцов письменных работ монахинь.
Результаты, опубликованные в журнале «Болезнь Альцгеймера», показали, что только у шести процентов монахинь, говорящих на четырех или более языках, развивается деменция. Среди тех, кто говорит только на одном языке, болезнь была обнаружена у 31 процента.
При этом результаты не показали снижения риска развития деменции в связи с умением говорить на двух или трех языках, что противоречит выводам некоторых предыдущих исследований.
Когда ученые проанализировали работы монахинь, они обнаружили, что письменная лингвистическая способность оказала даже большее влияние на снижение риска слабоумия, чем способность говорить на разных языках. Например, высокая плотность идей — количество идей, кратко изложенных в письменной работе, — прямо соотносится с более низким риском развития деменции.
«Это исследование является уникальным. Это естественный эксперимент с участниками, имевшими совершенно разные жизни в детстве и подростковом возрасте до прихода в монастырь, в отличие от очень похожих взрослых жизней в монастыре, — объяснила ведущий автор Сюзанна Тиас. — Это дает нам возможность взглянуть на влияние ранних факторов на здоровье на более позднем этапе жизни, не беспокоясь о всех других факторах, таких как социально-экономический статус и генетика, которые обычно варьируются от человека к человеку в зрелом возрасте и могут ослабить результаты других исследований».
Язык — это сложная способность человеческого мозга, и переключение между разными языками требует когнитивной гибкости. Поэтому имеет смысл, что дополнительные умственные упражнения, которые выполняют те, кто говорит на четырех или более языках, могут помочь их мозгу быть в лучшей форме, чем у тех, кто говорит на одном.
В заключение д-р Тиас сказала:
Это исследование показывает, что многоязычие может быть важным, но мы должны также изучать примеры других языковых способностей. Кроме того, нам нужно больше знать о многоязычии и о том, какие аспекты важны — например, возраст, когда язык впервые изучается, как часто говорят на каждом языке и насколько похожи или различны эти языки. Эти знания могут определить стратегии продвижения многоязычия и других лингвистических тренингов для снижения риска развития деменции.