В наше время главной головной болью родителей стало использование детьми новых технологий. Раньше все переживали из-за секса, наркотиков и школьных проблем, а теперь волнуются, что ребёнок не отлипает от экрана.
Как быть?
Американский психолог и философ Джордан Шапиро отвечает на этот вопрос несколько неожиданно. В своей последней книге «Новое детство» он пишет, что мы проводим слишком мало экранного времени с детьми.
Он советует как можно раньше учить детей пользованию соцсетями и играть с ними в компьютерные игры.
В недавнем интервью он изложил свои взгляды более развёрнуто:
В своей книге вы много пишете о том, что все эксперты призывают ограничивать экранное время, но это не помогает детям научиться этично вести себя в цифровом мире.
Именно. Люди придумывают правила типа «никаких гаджетов за столом», потому что их пугает, что исчезла чёткая грань между работой и домом. Раньше дом был убежищем, а теперь туда вторгается весь мир.
Где ваши дети — дома или в онлайн-игре? Они вроде как здесь, а в то же время бегают по каким-то средневековым крепостям.
Но ведь от цифрового мира надо иногда отдыхать?
Разумеется. У нас дома есть семейные ужины, и они проходят практически без гаджетов. Нельзя сутки напролёт смотреть видео на YouTube.
Но большинство наших разговоров упирается в необходимость найти какое-то видео или что-то загуглить. Ведь дети не научатся общению, если у них нет телефона.
Как можно научить их вести себя хорошо, уважать других, общаться, строить отношения, если учить их жить в мире, который не имеет ничего общего с реальностью?
А как вы учите своих детей положительным ценностям в цифровом мире?
Возьмём жестокие видеоигры. Всё должно подталкивать ребёнка к тому, чтобы создавать более осмысленный и справедливый мир. Но вот он неизбежно начинать играть в жестокие игры.
Мы учим его, что насилие — это плохо, но это не значит, что нельзя играть в подобные игры.
Раньше я играл с ними вместе, но они давно обошли меня. Важно говорить с ними об этом. Я спрашиваю детей, во что они играют, смотрю за ними.
Иногда я их поддразниваю, говорю: это выглядит тупо, объясните мне, в чём тут интерес. Вполне нормально объяснять детям, почему тебе не нравится та или иная игра, главное — разговаривать, а не ругать.
Допустим, они смотрят тупейшие видео про распаковку игрушек. Но я не думаю: «Это надо запретить». Я за свободу слова.
Но когда дети это смотрят, я хочу обсудить с ними, что мне в этом не нравится, и научить их задаваться вопросами. Теперь, после многих разговоров, они видят новое видео и сразу задумываются: кто это оплатил? Что мне пытаются втюхать?
И поэтому вы считаете, что дети должны начинать пользоваться соцсетями как можно раньше?
Если мы хотим избавиться от всего того кошмара, который сегодня наблюдаем в Твиттере, то надо начинать подавать пример детям, когда им лет семь и они во всём пытаются походить на родителей. Мне кажется, в семьях должны быть свои соцсети, чтобы делиться фотками и, возможно, в шутку издеваться друг над другом — чтобы дети поняли разницу между шуткой и настоящими издевательствами.
Недавно у меня был интересный разговор с 16-летней девочкой и её матерью. Девочку бесило, что все её тёти подписались на неё в Инстаграме, называют её детским прозвищем и оставляют идиотские комментарии, а мать, наоборот, была счастлива, что её дочку окружают таким вниманием.
Скажем, я в своё время научился корректно спорить, наблюдая за своими родителями, дядями и тётями за праздничным столом. Они могли спорить о политике без перехода на личности, с уважением, но и с шутками и сарказмом. Так и должно быть.
А кто учит детей, как вести себя в соцсетях? Тролли?
А как же цифровая зависимость?
Когда говорят о зависимости, мне кажется странным обвинять соцсети, потому что нездоровая привязанность может развиться к чему угодно — к еде, сексу, работе, деньгам.
Что мы делаем в таком случае? Мы учим детей не допускать нездоровых отношений. Мы же не перекладываем вину на еду, секс, работу или деньги как таковые!
Это я и пытаюсь донести: нездоровые отношения с гаджетами развиваются именно потому, что мы не учим детей здоровым. Им приходится во всём разбираться самостоятельно. Мы воспринимаем экран как няньку.
Недавно вышло интересное исследование о взаимодействии родителей и маленьких детей перед экраном. Так вот, никакого взаимодействия не обнаружено. Дети сидят в соцсетях без родителей.
Всё родительское участие сводится к ограничениям или помощи по техническим вопросам. Практически никто не обсуждает с детьми, чем они занимаются в интернете, а если и обсуждают, то только по инициативе самих детей.
Мне кажется, проблема в том, что мы учим детей полному воздержанию, как раньше с сексом было. А ведь все исследования ясно указывают: подход «Просто скажи “нет”» никогда не действует.
Никто ведь не думает, что мы будем жить в мире без технологий. Поэтому надо учиться выстраивать с ними здоровые отношения. А здоровые отношения — это когда ты можешь самостоятельно принимать правильные решения.
Давайте учить детей принимать решения, а не запрещать и ограничивать. Потому что запретительство им точно не поможет.
Что вы думаете о таком подходе?