В 1980 году на советские экраны вышел фильм «Однажды двадцать лет спустя», где Наталья Гундарева сыграла мать десятерых детей.
Зрители и не подозревали, что исполнить эту роль Гундаревой помогла история многодетной семьи Кучиных, которые стали прототипами главных героев. Впрочем, фильм показался им неправдоподобным, а многие многодетные матери, узнавшие себя в образе главной героини, осуждали саму актрису.
Однажды в «Литературной газете» опубликовали гневное письмо многодетной матери из Менделеево. Женщина писала о проблемах, с которыми ей доводилось сталкиваться ежедневно, и сетовала на непонимание окружающих: вместо уважения и поддержки она чаще встречала в обществе осуждение и даже агрессию: мол, десяток детей в семье — это дикость! Вера Кучина удивлялась тому, что на телевидении не было ни одной передачи, посвящённой проблемам больших семей, и что писатели не проявляли интереса к этой теме:
«Просто не верится, что не найдётся подходящего материала для повести или романа, основанного на правдивой истории многодетной семьи».
Это письмо попалось на глаза сценаристу Аркадию Инину, который как раз искал материал для нового фильма. Эта история его вдохновила, и он написал Вере Кучиной с предложением встретиться. Кучина ответила отказом:
«Хорошее дело фильм, но для чего, с какой целью? А то выйдет на экраны розовый фильм, с розовыми ребятишками и очень розовой мамой, и зрители покинут зал, не досмотрев “кина”. Человечество очень устало от всего розовенького. Сейчас ведь дураков нет… Так что кино не надо…»
Но Аркадий Инин от идеи не отказался. Он написал сценарий под названием «А я что сделала?», а режиссёр Юрий Егоров согласился экранизировать его.
В центре повествования была встреча одноклассников через 20 лет после выпуска. Каждый из них за это время добился немалых успехов в профессии, и только главная героиня, «умница, отличница и староста» Надя Круглова, нигде не работала и могла похвастаться только тем, что вышла замуж и родила десятерых детей. На вопрос о том, чего она достигла, она отвечает: «Я — мама!»
В те годы в Советском Союзе наблюдался спад рождаемости, и фильм был призван поднять престиж многодетной семьи. Из-за этого его не жаловали критики, называя «советской агиткой», «чистой утопией» и «откровенной пропагандой».
Зрителям фильм тоже не понравился. По мнению настоящих многодетных матерей, Гундарева выглядела слишком ухоженной, свежей, спокойной и умиротворённой для такой роли.
Наталья Гундарева вспоминала:
«На одной встрече меня упрекнули за идеализацию — мол, всё у моей героини чересчур уж хорошо, в жизни так не бывает. Ну что сказать?..
В идеализированный образ Нади Кругловой я постоянно старалась вносить земные черты. Такие, чтобы кто-то из зрителей мог сказать: “Моя мама так улыбалась”, “Моя мама так же решала со мной задачки”, “Моя мама тоже так обрадовалась, когда…”. В общем, старалась, чтоб получилась такая вот всеобщая мама…»
Впрочем, актриса и сама считала эту роль одной из самых своих неудачных, а фильм называла «шоколадно-мармеладным тортом, залитым сверху ещё и мороженым».
Режиссёр действительно был вынужден «сглаживать углы» и убрать из фильма некоторые эпизоды. Так, например, в сценарии была реплика прохожей, осуждающей Надю Круглову: «У женщины есть более важные дела, чем быть рожающей машиной».
Дети Веры Кучиной тоже говорили, что кино было мало похоже на их реальную жизнь, хотя некоторые эпизоды и были списаны с их биографии. Например, сцена с костюмом Снегурочки для новогоднего утренника — Вера Кучина действительно провела всю ночь за швейной машинкой, чтобы сшить наряд для дочери Нины. Её так же, как и героиню Гундаревой, в «Детском мире» подозревали в спекуляции, когда она набирала мешки одежды разных размеров.
В реальной жизни у советской «киномамы № 1» Натальи Гундаревой детей не было: после неудачной операции в молодости она страдала бесплодием. Она трижды была замужем и умерла в 2005 году в возрасте всего 56 лет…
А вы смотрели «Однажды двадцать лет спустя»? И как вам?