Деревянная церковь, или ставкирка (каркасная церковь, мачтовая церковь) — наиболее распространенный в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов.
Уникальная для Скандинавии архитектура пост-перемычки разработана на основе традиционных методов строительства викингов. Предполагается, что в Норвегии когда-то было от 1200 до 2000 таких прекрасно обработанных церквей, пишет The Vintage News.
Сегодня осталось только 28, и самая большая из них — деревянная церковь Хеддал, которой 800 лет. Она выглядит как сошедшая прямо со страниц книги сказок, в которой она, согласно местному фольклору, была построена всего за три дня с помощью грозного тролля.
По мере того, как в средние века распространялось христианство, мастера-викинги применяли свои навыки кораблестроения для создания великих церквей.
Церковь Хеддал была построена вокруг более старой и небольшой церкви, части которой все еще видны возле алтаря. Большая часть церкви, которую мы видим сегодня, была построена в начале 1200-х годов, во времена правления короля Хокон Хоконссона, также известного как Хокон Старый, хотя она перестраивалась и реконструировалась несколько раз.
Христианский король Хаакон одобрял строительство новых церквей и не поощрял язычество. Но символы и темы старой мифологии все равно были отображены при строительстве Хеддальской церкви.
Посетители отмечают уникальный сплав норвежского и христианского искусства. Рисунки отображают языческие истории о викинге Сигурде, убийце драконов, переработанные в христианскую притчу, в которой упоминаются Иисус Христос и дьявол.
Хеддальская церковь имеет три башни и многоярусную крышу, которая состоит из 64 отдельных кровельных поверхностей. На внешней стороне церкви много рунических надписей, которые интерпретируются как украшения и знаки отличия давних времен.
Главный вход в церковь находится в западном портале. Порталы украшены резьбой, на которой изображены животные, а внутренние колонны нефа увенчаны резными стилизованными масками. Высота церкви 26 метров.
В церкви сохранилась руническая надпись, сообщающая, что в 1242 году церковь была освящена во имя девы Марии. При строительстве использовалась настолько качественная древесина, что сейчас здание церкви все еще содержат около трети древесины, использованной при строительстве в XIII веке. Снаружи церковь покрыта дегтем, который регулярно обновляется. Для обновления дегтя на крыше задействуются промышленные альпинисты.
Большая часть внутреннего убранства относится ко времени лютеранской Реформации 16-го века. Особое внимание в этом периоде уделяется розмалину, или «росписи роз», которая покрывает стены декоративными усиками синего, зеленого и охристого цветов. У алтаря также есть ряд картин апостолов Иоанна, Матфея, Фомы, Петра и Андрея.
Алтарь датируется 1667 годом и представляет скульптурные аллегорические изображения христианских мотивов. Он был восстановлен в 1908 году. В 1939 году церковь была восстановлена до средневекового облика благодаря работам архитекторов Гудольфа Блакстада и Германа Мунте-Кааса.
Эта церковь становится еще более интригующим местом, если услышать легенду о ее происхождении.
История гласит, что пять фермеров из Хеддала по имени Рауд Рыги, Стеббе Странд, Кжейк Сем, Грут Грене и Вранг Стиви решили объединить свои силы и построить для города церковь.
Рауд Рыги был выбран для наблюдения за строительными работами. Когда он стоял на выбранном месте, размышляя о том, сможет ли он выполнить задание, к Рауду подошел незнакомец, который предложил помощь. Незнакомец сказал, что может построить церковь всего за три дня — но он потребовал необычную плату.
Условия оплаты заключались в том, что Рауд должен был достать с неба солнце или луну, либо угадать имя незнакомца. И если он этого не сделает, то незнакомец вырубит сердце Рауда и заберет его в качестве оплаты. Рауд подумал, что узнать имя будет легко, поэтому принял вызов. В конце концов, как мог один человек построить церковь за три дня?
Однако в первую ночь незнакомец сумел принести все камни и пиломатериалы, которые понадобятся. К концу второй ночи остов был готов, и бедный Рауд забеспокоился о сделке, которую он заключил. Он был человеком своего слова, и казалось, что ему наверняка придется потерять свою жизнь ради церкви.
На третий день Рауд еще не знал имени незнакомца, поэтому он бродил по полям, бормоча под нос все имена, которые он только знал. Когда он достиг холма Свинтробергет, он услышал песню, исходящую от скалистого холма:
«Тише, тише, малыш;
Завтра придет отец твой Финн;
С солнцем, луной, или сердцем христианина;
И даст поиграть своему малышу».
Так вот оно что! Незнакомец был Финном Фагерлокком (или Финном Файнхейром), горным троллем, жившим в Свинтробергете.
Этот тролль является ключевым персонажем в других скандинавских легендах, таких как строительство собора Тронхейма и собора Лунда в Швеции. В деревянной церкви Хеддал проводятся регулярные службы, а в другое время организуются экскурсии на норвежском или английском языках.
Ну как вам работа тролля?