Как бы мы ни любили наших детей, всем родителям нужен небольшой перерыв. Вы не можете часами играть с ним. Так что же делать? Возможно, стоит ему позволить развлечь себя самостоятельно? Почему бы и нет. Но возникает другой вопрос: в каком возрасте ребенок может сам играть?
Lifter покопался в этом интересном для многих вопросе и спешит поделиться советами экспертов по развитию детей.
В каком возрасте ребенок может сам играть?
По мнению детского психолога доктора Стивена Новицки, самостоятельная игра – это тип игры, которым чаще всего занимаются с младенчества до двух лет, пока не появятся вербальные и невербальные навыки и дети не начнут общаться с другими. Однако в этом возрасте именно родители должны моделировать эти невербальные навыки (например, выражение лица, тон голоса и позу). Поэтому важно принимать активное участие в играх.
Но это не значит, что вы должны часами напролёт складывать блоки. По словам Джессики Рольф, соучредителя и генерального директора компании Lovevery, если рядом находится взрослый, который наблюдает за ребёнком, даже новорожденный может начать практиковать навыки самостоятельной игры в безопасном для ребёнка пространстве. Подумайте о коврике для игр или игровом зале.
По мнению Рольф, это может выглядеть как укладывание малыша на спину на коврик, где он может полностью двигать конечностями и смотреть на высококонтрастные изображения сверху. «В таком юном возрасте самостоятельная игра может выглядеть не очень выразительно», – говорит она. «Игра» – это просто возможность вытянуться и осмотреться. Так что не поддавайтесь желанию пеленать малыша.
Каковы преимущества самостоятельных игр? Есть ли отрицательные стороны?
По словам Рольф, преимущества самостоятельной игры заключаются в поддержке решения проблем, концентрации внимания и саморегуляции.
Как объясняет Новицки, этот вид игры особенно полезен, когда он рассматривается как спокойное время для младенцев, малышей и дошкольников, чтобы замедлиться и собраться с силами физически и эмоционально. Когда ребёнку предоставляется удобное место с интересными, соответствующими возрасту предметами, которые привлекают его внимание, самостоятельная игра может положительно повлиять как на его эмоциональное состояние, так и на мышление.
Исходя из этого, Ролф объясняет, что нет никаких серьёзных минусов в том, чтобы внедрять практику самостоятельных игр с самого раннего возраста. Но она предлагает родителям помнить о нескольких моментах. «Для маленьких детей самостоятельная игра не означает игру в одиночестве, а скорее, когда ребёнок исследует себя самостоятельно в течение определённого времени». «Как родитель, вы можете поощрять самостоятельные игры, позволяя себе быть наблюдателем, а не активным участником. При этом важно находиться рядом, чтобы вы могли поддержать ребёнка, рассказав о нём и обосновав его исследования, когда это необходимо. Следуйте примеру вашего ребёнка, когда речь идет о его терпимости к самостоятельным играм. Маленькие дети по-прежнему нуждаются в общении и поддержке взрослых. Большинство детей этого возраста могут участвовать в игре без участия взрослых в течение трёх-пяти минут».
Новицки говорит, что такие случаи должны быть ограничены по времени. Для чего? Чтобы дети были вознаграждены за то, что нашли время для одиночной игры, а затем поделились с вами, родителем, тем, что они сделали. «Таким образом, как социальная интерактивная, так и одиночная игра могут обеспечить положительную обратную связь друг с другом и заложить базовые навыки, необходимые для более позднего детства, когда отношения становятся более сложными и важными».
В каком возрасте и сколько времени ребенок может сам играть
Теперь вы знаете, в каком возрасте ребенок может сам играть. Но как насчёт времени? Способность каждого ребёнка играть самостоятельно во многом зависит от стадии его развития и от того, чем он занимается. Если ребёнок занимается любимым делом, он, скорее всего, будет играть самостоятельно дольше.
Если вы будете использовать то, что вызывает у вашего ребёнка естественный интерес в определённый период развития, то сможете растянуть эти самостоятельные игры. Младенцы и малыши могут играть самостоятельно в течение очень короткого периода времени, прежде чем им понадобится поддержка, помощь или подкрепляющие объятия воспитателя. Соответствующие уровню развития ожидания в отношении самостоятельных игр помогут предотвратить разочарование как родителей, так и ребёнка.
Вот как Ролф описывает продолжительность самостоятельных игр в зависимости от возраста:
- Младенцы: от 2 до 5 минут;
- Дети от 1 до 2 лет: 4-20 минут;
- 3-4-летние дети: от 20 до 45 минут.
Но, объясняет она, это время может сильно варьироваться в зависимости от личности и интересов вашего ребёнка и даже от дня ко дню. Они также могут меняться в зависимости от того, кто из взрослых находится рядом, если ваш ребёнок голоден, болен, находится в плохом настроении или просто испытывает сенсорную перегрузку.
Должны ли родители поощрять самостоятельные игры?
Дело вот в чём. Умение играть самостоятельно – это выработанный навык. И для его развития детям требуется время, объясняет Рольф. У некоторых детей это происходит само собой, а другие, возможно, просто рождены быть привязчивыми. Будьте уверены, что с практикой ваш ребёнок сможет научиться играть более самостоятельно по мере своего роста.
Родители должны принять свою роль активных участников в межличностном мире своего ребёнка. Потому что, по его словам, родители выступают в роли «учителей» своего ребёнка от рождения до 18 месяцев, помогая ему ориентироваться в мире и отношениях. И, как объясняет Новицки, самостоятельная игра и то, что малыш или малышка молчат, потому что смотрят на экран, – это не одно и то же.
Вот несколько идей от Рольфа, которые помогут вашему ребенку играть самостоятельно:
Для малышей, которые ещё не ползают:
- Поместите ребёнка в безопасное, защищённое от детей место и планируйте оставаться рядом.
- Поначалу ожидайте не более нескольких минут самостоятельной игры за раз.
- Если они суетятся или плачут, идите к ним; со временем вы сможете увеличить их выносливость.
- Попробуйте сделать практику самостоятельных игр частью распорядка дня вашего ребёнка. Например: сон, молоко, совместное чтение книги, затем самостоятельная игра.
Для детей постарше и малышей:
- Оградите территорию, где у вашего ребёнка есть границы (например, комнату или пространство с воротами), где вы можете наблюдать за ним через монитор. Но он не может видеть вас. Временная установка ворот в спальне вашего ребёнка хорошо работает, если комната безопасна. Но напоминание о пожарной безопасности: никогда не оставляйте ворота поднятыми на ночь.
- Предложите несколько значимых вариантов игрушек. Меньшее количество игрушек стимулирует ребёнка к более глубокой игре. И Рольф рекомендует использовать что-то вроде метода Монтессори по чередованию игрушек.
- Дайте ребёнку игрушки и занятия, которые подходят для его этапа развития. Это увеличит вероятность того, что он будет играть с ними дольше.
- Закажите специальный перекус или напиток только для самостоятельных игр.
- Сохраняйте реалистичность ожиданий и начинайте с нескольких минут за раз, с каждым днем увеличивая продолжительность.
- Обратите внимание, что определённое время суток – например, перед сном ребёнка – может быть не лучшим временем для таких игр.
Хотите, чтобы ваши дети стали смелыми и храбрыми? Здесь мы обсуждали, как им в этом помочь.