Разношерстная группа берлинских уличных художников нацеливается на городской бич — неонацистские граффити, используя «любовь и юмор», чтобы превратить свастики в красочные символы инклюзивности, пишет eNCA.
Власти сообщают о резком росте активности крайне правых в Германии, и инициатива #PaintBack в Берлине дает отпор.
«Мы, как уличные артисты, хотели послать сообщение: вы злоупотребляете граффити», — сказал основатель клуба Ибо Омари. «Граффити не имеет ничего общего с расизмом — оно связано с яркими цветами и разнообразным фоном».
Омари (37 лет) владеет магазином красок для уличных художников и управляет «Культурными наследниками» — организацией, объединяющей молодежь из Германии и иммигрантов для занятий брейк-дансом, хип-хопом, диджеингом и скейтбордингом. Кроме того, они учатся рисовать граффити.
В штаб-квартире, в комнате, «оштукатуренной» обложками рэп-альбомов, участники-подростки практикуют превращение нацистских свастик, используемых крайне правыми для запугивания меньшинств, в новые проекты. Сова, комар, кролик с высунутым языком, кубик Рубика, двое мужчин целуются, кошка в окне — вдохновение для преобразования символа с острыми краями кажется бесконечным.
«Идеи придумать не сложно», — сказал 17-летний Клеменс Райхельт. «Мне это нравится, потому что я думаю, что свастики не принадлежат Берлину — это город, открытый миру, и я хочу защищать это».
Проект начался, когда местный житель вошел в магазин Омари в поисках банок с краской. «Он не выглядел как художник по граффити, и сказал, что хочет прикрыть свастику, распыленную на детской площадке», — сказал Омари.
«Мы были шокированы тем, что кто-то сделал это, особенно здесь, в Шенеберге», западном районе Берлина, где проживают немцы среднего класса, турецкие и арабские семьи, а также оживленная многовековая гей-сцена.
Однако появление символа ненависти оказалось не единичным, и свастики стали появляться все чаще и чаще — в парках, в многоквартирных домах — очевидно, из-за наплыва более чем одного миллиона просителей убежища, когда канцлер Ангела Меркель открыла границы в 2015 году.
В этом месяце национальное разведывательное управление сообщило о 7% росте преступлений на политической почве в 2016 году, треть из которых была классифицирована как «пропагандистские преступления».
Омари, чьи собственные родители бежали из Ливана в качестве беженцев, сказал, что он превратил это чувство шока и беспомощности в действия с помощью местной молодежи, которая хотела оставить свой след в столице Германии.
«Последние свастики я видел более 20 лет назад, так что это было достаточно неприятное событие», — сказал он. «И мы должны напомнить молодым людям о том, что на самом деле было не так давно», имея в виду факты нацистской эпохи и Холокоста в 1930–40-х годах.
«Мы долго думали о том, как реагировать на такие уродливые чувства, и тогда мы сказали: мы будем отвечать с юмором и любовью,» сказал он. «Мы выбрали милые, дерзкие изображения, большинство из которых нарисованы детьми, чтобы даже новички, не являющиеся художниками граффити, могли их воспроизвести».
В Германии запрещается выставлять свастики и другие символы нацистской эпохи, но те, кто хочет их замаскировать, тоже могут иметь проблемы с законом. Самая известная крестоносец Германии против крайне правого граффити, 71-летняя Ирмела Менса-Шрамм, была осуждена берлинским судом в октябре прошлого года за нанесение окраски над оскорбительным знаком.
Омари восхищается ею, но говорит, что не может позволить своим коллегам-активистам попасть в неприятности с полицией. «Важно получить разрешение владельца недвижимости, потому что мы не хотим, чтобы кто-то делал что-то незаконное», — сказал он.
Изображения с хэштегом #PaintBack выкладываются в Instagram, Facebook и Twitter, а видео, созданное группой, было просмотрено более 100 000 раз на YouTube.