Историческая победа южнокорейского фильма «Паразиты» в четырёх номинациях на «Оскар» привлекла внимание всего мира к корейскому кинематографу. В этой стране уже много лет выходят остроумные и стильные картины с тем же ядовитым юмором и социальной тематикой, что и в прославленной картине Пон Чжун Хо.
Поэтому есть смысл вспомнить ещё один незаслуженно обойдённый вниманием шедевр корейского кино. Яркий, провокационный фильм, полный неожиданных поворотов, получивший «Пальмовую ветвь» на Каннском фестивале 2016 года.
«Служанка» — творение великого режиссёра Пак Чхан Ука, который славится своей брутальностью и смелым юмором.
Фильм основан на романе Сары Уотерс «Тонкая работа», действие которого перенесено из Британии Викторианской эпохи в Корею под властью Японии. Это история мести, замешанной на классовой борьбе и политических конфликтах.
Мошенник, называющий себя «граф Фудзивара», и Нам Сук Хи, бедная воровка, объединяют усилия, чтобы облапошить богача и его племянницу Хидэко. Чтобы хитростью убедить Хидэко выйти за него замуж, граф Фудзивара внедряет Сук Хи к ней в услужении, планируя в дальнейшем завладеть её наследством и сдать её в психушку.
Жанр «Служанки» обычно обозначают как эротический триллер, что даёт некоторое понимание о характере фильма, но на самом деле он гораздо глубже и шире. Тональность то и дело меняется с мрачной и жестокой на мстительную и даже романтическую, а теплота в отношениях Сук Хи и Хидэко уступает ужасным манипуляциям.
Как и другие работы Пак Чхан Ука (например, знаменитый «Олдбой»), «Служанка» содержит много откровенных сцен секса и смерти. Но рассказывать подробнее было бы спойлером: достаточно сообщить, что «Служанку» местами трудно смотреть, но ещё труднее предугадать.
Если в начале фильма вы решите, что знаете, чем всё закончится, с большой вероятностью вы ошибётесь. Повествование разбито на три части, и, подобно «Паразитам», сюжет опрокидывает все привычные штампы и ожидания. То, что сначала кажется прямолинейным, оказывается многослойной историей сексуальных извращений, конфликтов и обмана. Но всё это снято в прекрасном упадническом духе.
Сравнивать Пака с Поном было бы несправедливо по отношению к обоим режиссёрам. Оба они — признанные мастера корейского кинематографа, который британский критик Фил Хоуд недавно назвал «лучшим в мире». В своей статье, написанной до «Оскара», Хоуд пишет, что за последние два десятилетия корейское кино «стало самой динамичной и оригинальной киноиндустрией планеты». Наконец-то остальной мир начинает обращать на него внимание.
Если вы пропустили «Служанку» четыре года назад — навёрстывайте упущенное!