Художник Ральф Миребс специализируется на урбанистическо-апокалиптической фотографии, поэтому ему часто приходится бывать в очень интересных местах. На этот раз Ральф приехал на Байконур, чтобы фотографировать космические корабли и виды космодрома, но обнаружил на территории огромный ангар. Заглянул внутрь, и не поверил собственным глазам!
Ангар находится на территории действующего космодрома Байконур. После того, как американцы свернули программу «Шаттл», Байконур остается единственным местом на Земле, откуда российские «Союзы» доставляют астронавтов на МКС.
Монтажно-заправочный комплекс едва ли ни самое большое здание на территории космодрома Байконур. Его спроектировал ижевский институт «Прикампромпроект». Длина сооружения 132 метра, а высота 62. С торцов расположены так называемые откатные сооружения – попросту огромные сдвижные ворота.
Самые большие из них обладают размерами 42 на 36 метров, достаточными для прохода «кузнечика» со связкой из ракетоносителя «Энергия» и с установленным на ней орбитальным кораблем.
Когда Ральф, гулявший по космодрому без сопровождения и карты заглянул этот неприметный ангар, он был просто шокирован. Внутри он обнаружил историческое сокровище — два прототипа космических кораблей «Буран».
Космическая программа многоразового корабля «Буран» началась в 1974 году и была ответом на американскую программу под названием Space Shuttle. Для того, чтобы первый «Буран» поднялся в небо, потребовалось 14 лет работы. Полет был интересен тем, что был полностью автоматизирован — пилота в кабине не было. Длился полет 210 минут, за это время «Буран» сумел два раза облететь Землю и удачно приземлиться.
К сожалению, после развала СССР программу закрыли, а сам легендарный «Буран» был разрушен в 2002 году, когда на него обрушилась крыша ангара.
Амбициозная программа предполагала, что «Бураны» (или, как их еще называли, «челноки»), будут сновать туда-сюда между околоземной орбитой и Землей, доставляя на космические станции людей и полезные грузы.
Американским «Шаттлам» повезло больше: с 1981 по 2011 год они совершили 135 полетов, однако, не обошлось без катастроф. В 1986 разрушился шаттл «Челленджер», что привело к гибели семерых членов экипажа и стало болезненным моментом в истории всей космической программы США.
В 2003 году, незадолго до окончания своего 28-го полета погиб шаттл «Колумбия», что, в свою очередь, привело к дискуссиям о необходимости свертывания программы «Шаттл».
Но вернемся к советским прототипам. «Это завораживающее зрелище. Невозможно представить, что я увижу в жизни что-то, что будет вдохновлять меня больше, чем две этих космических птицы эпохи холодной войны», — рассказывает фотограф.
«Романтика эпохи покорения космоса ушла, оставив после себя статистику и многомиллиардные счета. Зачем тратить миллиарды, если это не приносит никакой практической пользы?», — задается вопросом Ральф.
Существует мнение, что если бы не было космической программы и гонки между двумя сверхдержавами, то компьютеры или мобильные телефоны появились бы не скоро. Но история не терпит сослагательного наклонения, поэтому, рассуждать как было, если было так, а не иначе, мы не беремся.
Как бы то ни было, сейчас мы имеем то, что имеем, и космос перестал для нас быть таким интересным, как раньше.
Во времена противостояния политических систем, гонка двух сверхдержав оказывала благотворное воздействие на научно-технический прогресс. Возможное военное и идеологическое применение рождало десятки всевозможных проектов.
Да, большинство из них не выходило за рамки чертежей и макетов, но те, что просачивались сквозь сито испытаний и комиссий, получали неограниченную поддержку.
Будущее советских многоразовых орбитальных кораблей не было предопределено еще до рождения. Несмотря на огромную финансовую убыточность подобных запусков, они могли долго продержаться на мировой сцене, давая вектора к будущим горизонтам, считает Ральф.
На это больно смотреть! В Америке такие уникальные экспонаты держат в музеях!