Эта идея десятки лет не давала покоя Мартину Скорсезе и Роберту Де Ниро — и вот наконец-то фильм «Ирландец» доступен к просмотру!
Картина, основанная на книге Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома», представляет собой эпичное полотно о жизни Фрэнка «Ирландца» Ширана (Роберт Де Ниро), который перед смертью сознался в убийстве Джимми Хоффы (Аль Пачино), обаятельного профсоюзного активиста, пропавшего без вести в 1975 году.
Учитывая хронометраж почти в три с половиной часа, просмотр этого фильма превращается в глубокий опыт.
Скорсезе на всю мощь разворачивает свой талант рассказчика. А то, как Де Ниро играет Ширана на протяжении десятилетий, в очередной раз напоминает нам, что мало кто умеет так держать зрительское внимание.
Не будем забывать и о применении технологий, сделавших Де Ниро, Пачино и Джо Пеши (он играет мафиозного босса Рассела Буфалино) на пару десятков лет моложе. Это придаёт дополнительную глубину повествованию, но, к счастью, не слишком лезет в глаза. Честно сказать, в некоторых эпизодах вообще невозможно отличить, где результат омолаживающих технологий, а где — просто талантливая работа гримёров.
В начале фильма камера медленно крадётся по дому престарелых, пока не находит старика в инвалидном кресле. Это Ширан, доживающий последние дни. Он начинает рассказ о своей жизни. Он не обращается ни к кому конкретно, хотя мы, зрители, жадно глотаем каждое слово.
После Второй мировой он стал водителем грузовика, впутался в мафиозные дела, а потом нашёл себе профессию по душе, став наёмным убийцей.
Жизнь Ширана в мафии напоминала историю Форреста Гампа: он всё время оказывался в центре самых ярких событий 1960-х и 1970-х. Операция в заливе Свиней, убийство Джона Кеннеди, взлёт и исчезновение Джимми Хоффы — «Ирландец» будто предлагает краткий курс истории тех лет. У режиссёра не столь искусного вряд ли получилось бы сплести все эти разрозненные нити в одно тугое целое, но Скорсезе чувствует себя как рыба в воде.
Если вы надеетесь на сюжет, в котором Де Ниро и Пачино много взаимодействуют, вы не будете разочарованы.
В основе истории — отношения Ширана и Хоффы. Если бы не их дружба, то предательство Ширана не оставляло бы такого горького послевкусия. (А то, как именно это происходит и как Скорсезе это показывает, не даст вам оторваться от экрана ни на миг, даже если вы читали книгу Брандта.)
В «Ирландце» есть много общего с другими работами Скорсезе. История жизни Ширана напоминает о Генри Хилле из «Славных парней», только без лоска. В отличие от Хилла, Ширан искренне стремится угодить своим боссам. В одной сцене Ширан выбирает, с каким оружием пойти на дело, раскладывая свой арсенал на матрасе. Это прямая отсылка к тому, как Трэвис Бикл покупал пистолеты на чёрном рынке в «Таксисте». Как и во всех фильмах Скорсезе, заметную роль играет саундтрек.
Но при этом фильм получился тихим. В нём есть довольно длинные куски вообще без музыкального сопровождения. Некоторые эпизоды будто бы растянуты на пару мгновений. (Возможно, работа на Netflix дала Скорсезе больше свободы, чем обычно дают киностудии.)
Де Ниро, Пачино и Пеши играют великолепно; особенно восхищает лёгкость, с которой Де Ниро изображает жизнь персонажа в течение 40 лет (это не первая такая роль в его репертуаре; вспомним Дэвида «Лапшу» Ааронсона из эпичной ленты Серджо Леоне «Однажды в Америке»).
Совершенно потрясающе сыграл Стивен Грэм («Банды Нью-Йорка», «Рокетмен»). Грэм играет соперника Хоффы Энтони Провенцано по кличке «Тони Про», и их стычки — одни из самых ярких эпизодов фильма.
Да, «Ирландца» уже можно посмотреть на Netflix. Но это фильм Мартина Скорсезе. Если есть возможность, постарайтесь первый раз увидеть его в кинотеатре. Это история из тех, которые надо смотреть на большом экране.
Только не заказывайте большую колу — отлучиться не получится!