Представьте себе: возвращаетесь вы домой после изнурительного рабочего дня, открываете дверь, а внутри — как будто последствия взрыва.
Детская комната завалена кучами одежды, книг и игрушек, кухонная раковина забита грязной посудой, столик заставлен пустыми и полупустыми чашками, а в довершение ко всему собака перевернула парочку цветочных горшков.
У многих людей это зрелище вызывает непреодолимую панику — но не волнуйтесь, это вполне нормальная реакция. Психологи говорят, что захламлённое пространство провоцирует стресс и тревожность. Психолог Шерри Бург Картер поясняет:
«Беспорядок может играть важную роль в нашем восприятии своего дома, рабочего места и самих себя. Неаккуратные дома и рабочие места вызывают у нас чувство тревоги, беспомощности и растерянности. Но при этом о беспорядке как источнике стресса почти не говорят».
Так почему же хлам и беспорядок так стрессуют и тревожат нас?
По словам Картер, на то есть 8 основных причин:
- Беспорядок вызывает ощущение растерянности, давая нам много лишних стимулов и тем самым перенапрягая чувства.
- Он отвлекает внимание от того, что действительно важно.
- Из-за него нам труднее расслабиться умственно и физически.
- Он посылает мозгу сигнал о вечно незавершённой работе.
- Он наводит нас на мысли о том, как мы всё это будем убирать.
- Он вызывает у нас чувство вины и стыда за свою неаккуратность, особенно если неожиданно приходят гости.
- Он препятствует продуктивности и творчеству.
- Он вызывает фрустрацию, усложняя поиски нужных вещей.
К счастью, в отличие от таких стрессоров, как отношения или работа, беспорядок довольно легко устранить.
Картер рассказывает, как сделать это наиболее эффективно:
1. Если весь дом завален кучами вещей, не беритесь наводить порядок в одиночку. Привлеките к уборке всю семью.
Можно выделить каждому человеку отдельную зону ответственности. А если вы делаете всё самостоятельно, начните с уборки в одной комнате и не переходите к следующему помещению, пока не завершите.
2. Чтобы предотвратить захламление личного пространства, выделите специальные места для хранения часто используемых вещей. Так вам будет проще и быстрее найти нужный предмет.
Однако не стоит хранить вещи на открытых полках, потому что в таком случае вы всё равно будете видеть хлам, провоцирующий стресс. Держите вещи в «закрытых» местах: ящиках, шкафчиках, коробках и т. п.
3. Избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь и не собираетесь пользоваться. Сдайте в переработку, отдайте благотворительной организации, выбросьте на помойку — неважно, главное, чтобы ненужные вещи не занимали места в вашем доме.
А что касается редко используемых вещей, держите их в коробках (например, в гараже или кладовке), чтобы оставалось больше места для вещей часто используемых.
4. Закончив пользоваться какой-то вещью, сразу же положите её на предназначенное ей место. Это лучший способ предотвратить захламление дома.
5. Выделите отдельное место для текущих задач, чтобы держать там временно нужные вещи. Польза от этого двойная: во-первых, вы расчистите рабочее место. Во-вторых, будете ясно видеть, что предстоит сделать.
6. Не позволяйте бумагам накапливаться. Перебирайте все газеты, журналы, меню, проспекты и письма, выбрасывая всё ненужное.
7. Убирайте рабочее место, закончив работать. Так вы будете чувствовать большее удовлетворение от завершённой работы, а уж возвращаться к чистому рабочему месту точно гораздо приятнее.
8. И наконец, превратите уборку в развлечение. Разбирать завалы лучше всего под любимую музыку. Это не только приятно, но и ускоряет ход времени, так что вы быстрее справитесь.
А вы страдаете от беспорядка?