Для маленьких детей очень важно, куда направлено родительское внимание. Понятно, что от этого внимания зависит их выживание, но также и социальное и эмоциональное развитие.
Ряд недавних исследований показывают, какой вред могут нанести детям родители, когда они физически рядом, но не реагируют на потребности детей, погружаясь в смартфоны.
Исследование № 1: У мам, которые пялятся в смартфоны, более негативные и менее выносливые дети.
В ходе этого исследования, опубликованного в Developmental Science, детей в возрасте от 7 месяцев до 2 лет оценивали по таким параметрам, как темперамент, общительность, любознательность и способность к восстановлению. Оказалось, что когда матери сидят в телефонах, их дети испытывают больше стресса и менее склонны исследовать пространство вокруг себя.
Дети, чьи матери чаще использовали мобильные устройства, оказались более негативными и были менее способны к эмоциональному восстановлению после того, как мать отключает телефон. Учёные пришли к выводу:
«Как и другие виды материнского равнодушия и отчуждения, использование мобильных устройств может иметь отрицательное влияние на социоэмоциональные функции ребёнка и взаимодействие между ребёнком и родителем».
Исследование № 2: Дети чувствуют себя ненужными и вынуждены соревноваться со смартфоном за родительское внимание.
В крупномасштабном международном исследовании 6 000 детей в возрасте 8–13 лет 32% сообщили, что чувствуют себя «неважными», когда родители используют телефоны за столом, во время разговоров и общения. Детям казалось, что им приходится сражаться с техникой за внимание родителей. Более половины детей сказали, что родители проводят в телефоне слишком много времени.
Исследование № 3: Рассеянное родительское внимание вредит социальному и эмоциональному развитию детей.
Ещё одно крупное исследование, проведённое на крысах, показало, что рассеянное родительское внимание вредит развитию малышей, особенно их способности испытывать удовольствие и общаться со сверстниками. Крысятам, выращенным рассеянными матерями, давали всё, что нужно для жизни. У них был нормальный вес, они проводили со своими матерями столько же времени, сколько их сверстники, выращенные в обычных условиях.
Однако учёные заметили, что подросшие дети рассеянных матерей ели меньше сахара и меньше играли со сверстниками, чем потомство обычных матерей.
Единственным различием в их «воспитании» было то, сколько внимания им уделяла мать. Рассеянные матери были менее предсказуемыми, менее надёжными и менее внимательными. Учёные пришли к выводу, что хаотический и фрагментарный материнский уход может нарушить развитие мозга, что в дальнейшем может привести к эмоциональным расстройствам.
«Для развития эмоциональной системы требуются предсказуемость и постоянство», — написали они.
Теперь они хотят проверить ту же модель на людях.
Исследование № 4: Использование телефонов мешает здоровому исполнению родительских обязанностей.
Группа педиатров исследовала поведение родителей с детьми в ресторанах быстрого питания. Многие родители доставали телефон, как только садились за стол. Большинство из них пользовались телефоном во время еды — зачастую более активно, чем дети.
Оказалось, что дети, чьи родители поглощены телефонами, чаще капризничают и шумят. Многие «телефонные» родители проявляли нетерпеливость и раздражительность, что лишь усугубляло ситуацию. Педиатры пришли к выводу, что использование мобильных телефонов мешает воспитанию.
«Дети учатся у нас, как вести разговор, как читать выражения лиц других людей. А если этого не происходит, дети пропускают важнейшие вехи в своём развитии», — пишут учёные.
Исследование № 5: Дети грустят, злятся, выходят из себя и страдают одиночеством, когда родители используют телефоны.
Ещё одна исследовательница опросила тысячу детей в возрасте 4–18 лет, расспрашивая их о том, как их родители пользуются мобильными устройствами. Многие дети сказали, что испытывают «грусть, ярость, злость и одиночество», когда родители погружаются в телефон. Несколько маленьких детей даже признались, что прячут или ломают телефоны родителей.
Это было опросное исследование, поэтому исследовательница не могла определить, как именно «цифровая отключка» повлияет на детей в долгосрочной перспективе. Но она узнала достаточно, чтобы советовать родителям откладывать в сторону телефон во время общения с детьми. Она говорит:
«Своим поведением мы показываем детям, что они неважны, они нам неинтересны, они не так привлекательны, как всё то, что происходит в цифровом мире».
А вы часто отвлекаетесь на телефон при детях?