Мы настолько разбалованы киноиндустрией, что порой даже не представляем себе, сколько труда уходит на создание одного фильма. Мы видим сверхсовременную графику, красиво выстроенные кадры и потрясающие спецэффекты — но на всё это уходит очень много сил и времени. Некоторые эффекты совершенствуются годами, прежде чем попасть на экран.
Особенно поразительно, когда киношники обходятся без компьютерной графики, работая по старинке — с макетами и моделями.
Вот 30 снимок со съёмочной площадки, которые вас поразят:
1. «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999).
Моделист Майкл Линч разрезал 450 000 ватных палочек, покрасил их и вставил в сетку, чтобы заполнить трибуны. Чтобы казалось, что аудитория движется, техники поставили снизу вентиляторы.
2. «Труп невесты» (2005).
Выстраивание декораций с моделями.
3. «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980).
Съёмка знаменитых открывающих титров.
4. «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977).
Кенни Бейкер перекусывает сэндвичем на съёмочной площадке.
5. «Властелин колец: Братство Кольца» (2001).
Реквизит для съёмок кольца крупным планом.
6. «Челюсти» (1975).
Стивен Спилберг в челюстях Брюса — аниматронной акулы, разработанной для фильма.
7. «Звёздные войны. Эпизоды I и II» (1999 и 2002).
Адам Сэвидж (да-да, тот самый, из «Разрушителей легенд») работал моделистом на съёмках первого и второго эпизодов «Звёздных войн».
8. «Матрица» (1999).
В эпизоде, где Нео тянется к дверной ручке, никак не получалось убрать камеру, поэтому оператор-постановщик скрыл её под плащом и галстуком, совпадающими с нарядом Морфеуса.
9. «Лабиринт» (1986).
Чтобы снять эпизод с «Руками Помощи», киношники изготовили больше ста пар латексных рук.
10. «Парк Юрского периода» (1993).
Аниматронный тираннозавр в натуральную величину на съёмочной площадке.
11. «Чужой 3» (1992).
Нигерийский студент Боладжи Бадеджо, который снялся в своей единственной роли в костюме Чужого, отдыхает на перерыве. Ему пришлось очень тяжело: в непроницаемом латексном костюме он с трудом мог дышать.
12. «Космическая одиссея 2001 года» (1968).
Чтобы казалось, что ручка парит в воздухе, Стэнли Кубрик велел команде приклеить её к большому куску стекла, который затем вращали, чтобы создать иллюзию невесомости.
13. «Инопланетянин» (1982).
Стивен Спилберг с кинокамерой, накрытой куском ткани с двумя дырками. Через неё снимались кадры, показанные «глазами Инопланетянина».
14. «Назад в будущее 2» (1989).
Техники по спецэффектам работают над саморегулирующейся и самосохнущей курткой.
15. «Без лица» (1997).
Фальшивый торс Джона Траволты, сделанный для съёмок сцены с удалением кожи.
16. «Охота за “Красным Октябрём”» (1990).
Шон Коннери и Алек Болдуин на съёмочной площадке.
17. «Отель “Гранд Будапешт”» (2014).
Уэс Андерсон даёт указания Рэйфу Файнсу, смотрящему в окно «поезда».
18. «Дорогая, я уменьшил детей» (1989).
Гигантская роботизированная пчела, которая использовалась для съёмки эпизода с полётом на пчеле. При постпроизводстве были добавлены также цифровые эффекты.
19. «Голдфингер» (1964).
Иллюзия, будто лазер прорезает стол в знаменитой сцене из «Голдфингера», вообще-то… не была иллюзией! Так что озабоченное выражение лица Шона Коннери вполне понятно. Во время съёмок техник по спецэффектам лежал под столом с ацетиленовой горелкой и резал его снизу.
20. «Сияние» (1980).
Стэнли Кубрик снимает «живой» лабиринт знаменитого отеля.
21. «Люди в чёрном» (1997).
Вот как на самом деле выглядит пришелец из фильма.
22. «Терминатор 2: Судный день» (1991).
Расстановка моделей транспорта.
23. «Побег из Нью-Йорка» (1981).
В этом боевике восьмидесятых есть эпизод, где полицейские рассматривают компьютерную карту города. Технологии того времени были недостаточно продвинутыми для создания реальной цифровой карты, поэтому пришлось строить макет.
24. «Поднять “Титаник”» (1980).
Водолаз размещает 16-метровую модель «Титаника».
25. «Маппеты» (1979).
Джим Хенсон и прочие «маппетоводы» работают на съёмочной площадке.
26. «День независимости» (1996).
В самом кассовом фильме 1996 года использовались как модели, так и компьютерные спецэффекты. Около 80% спецэффектов были моделями (типа крупного макета на фото), а остальные 20% создавались на компьютере.
27. «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983).
Джордж Лукас и рабочая модель «Звезды смерти».
28. «Правдивая ложь» (1994).
Кадр со съёмок вертолётной сцены для этого боевика 1994 года с Арнольдом Шварценеггером и Джейми Ли Кёртис. Правительство США выделило для съёмок фильма три штурмовика Harrier с пилотами — за $100 736.
29. «Челюсти» (1975).
Постройка Брюса — аниматронной акулы.
30. «Индиана Джонс и храм судьбы» (1984).
Съёмка эпизода с крушением самолёта.
А вы догадывались о том, как создаются спецэффекты?