Мы все хотим воспитывать ответственных детей, уверены в MotherLy. И все мы хотим жить в мире, где другие дети тоже были воспитаны ответственными. А что мы делаем, чтобы научить детей брать на себя ответственность за их выбор и их влияние на мир?
Начать надо с того, чтобы научить ребенка воспринимать ответственность как нечто радостное, а не как бремя. Все дети хотят видеть себя сильными и умелыми. Они нуждаются в этом для своей самооценки и для того, чтобы их жизнь имела смысл. Поэтому вам нужно относиться к ним с уважением и рассказать, как именно они могут вносить свой собственный вклад.
Если вы поддерживаете его в изучении нужных навыков, ваш ребенок не будет испытывать трудности во время исполнения своих обязанностей. Суть в том, что дети несут ответственность в той степени, в какой мы их мотивируем и поддерживаем.
Вот 15 ежедневных стратегий, которые гарантированно повысят коэффициент ответной способности вашего ребенка.
1. Учите ребенка самостоятельно решать свои проблемы.
Помогайте своему ребенку, пока он не научится делать это самостоятельно. Процесс пойдет быстрее, если вы не будете нагнетать, злиться и осуждать. Представьте, что ваш ребенок разлил молоко. Попросите его помочь, протянув ему губку, даже если вам проще сделать это самостоятельно.
Пока вы не осуждаете — он не защищается. Поэтому, когда ваш малыш разливает молоко, скажите: «Все в порядке. Мы все уберем», и вручаете ему бумажное полотенце, а второе берете сами. Когда ваш дошкольник разбросает свои сапожки в коридоре, попросите его убрать их, любезно сказав:«Мы всегда убираем свои собственные вещи».
Вам придется делать это в той или иной форме, пока они не вырастут. Но если ваш подход позитивный и беззаботный, ваш ребенок не станет защищаться и воспринимать уборку как наказание.
2. Детям нужна возможность внести свой вклад в общее благо.
Даже дети могут внести свой вклад в какое-либо дело. Найдите эти способы и прокомментируйте их, даже если вы просто отметите, какой он заботливый со своим братом или что вам нравится, как она поет. Признание стимулирует рост.
По мере того, как ваши дети становятся старше, их взносы должны соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны научится двум видам обязанностей: самообслуживанию и содействию благополучию семьи.
Исследования показывают, что дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь в других ситуациях, чем дети, которые просто ухаживают за собой.
Конечно, это не прививается за одну ночь. Ответственность повышается в соответствии с возрастом. Предложите малышам положить салфетки на стол, трехлетним детям расставить стулья. Четырехлетние дети могут складывать носки, а пятилетние могут помочь вам ухаживать за собакой. Шестилетние дети готовы убирать со стола, семилетние — поливать растения, а восьмилетние — складывать белье.
3. Помните, что ни один ребенок не хочет заниматься делами.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал о своем вкладе в семью, как о тяжелом труде, не заставляйте его заниматься домашними делами без вас, пока они не станут обычной частью вашей семейной рутины, которой ваш ребенок не сопротивляется.
Ваша цель не в том, чтобы он выполнил эту работу, а в том, чтобы сформировать ребенка, которому будет приятно вносить свой вклад и брать на себя ответственность.
Сделайте работу веселой. Позаботьтесь о структуре, поддержке и практической помощи, включая сидение с ребенком и помощь в течение первых тридцати раз, когда он выполняет задание. Знайте, что это будет намного сложнее, чем сделать это самостоятельно.
Напомните себе, что в этих задачах есть радость, и сообщите об этом, а также об удовлетворении хорошо выполненной работы. В конце концов, он будет выполнять эти задачи сам, и этот день наступит намного быстрее, если он им понравится.
4. Всегда позволяйте детям «делать что-то самостоятельно» и «помогать», даже если это быстрее сделать без них.
Да, детская помощь часто создает много проблем. Но малыши отчаянно хотят овладеть физическим миром, и когда мы поддерживаем их в этом, они берут на себя ответственность и становятся «способными реагировать».
Работайте со своим ребенком, чтобы помочь ему найти удовлетворение от его вклада. Это важнее, чем сделать все быстро или безупречно. Обратите внимание, что в эти моменты вы сближаетесь, что побуждает детей продолжать вносить свой вклад.
5. Вместо того, чтобы просто отдавать приказы, попробуйте попросить вашего ребенка подумать.
Например, утром вместо приказов «Почисти зубы! Твой рюкзак упакован? Не забудь свой обед!», вы могли бы спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к школе?»
Цель состоит в том, чтобы сосредоточить их внимание на списке утренних дел, пока они не усвоят его и не начнут сами управлять своими утренними задачами.
6. Обеспечьте рутину и структуру.
Эти два условия имеют решающее значение в жизни детей по многим причинам, не в последнюю очередь из-за того, что они дают им многократные возможности управлять собой посредством ряда не особо привлекательных дел.
Во-первых, они осваивают режим сна, убирают игрушки и чистят зубы утром. Затем они развивают привычку учиться. Наконец, они изучают базовые жизненные навыки, повторяя такие домашние дела, как стирка или приготовление простой еды.
7. Научите вашего ребенка нести ответственность за его взаимодействие с другими.
Когда ваша дочь ранит чувства своего младшего брата, не заставляйте ее извиняться. Она не будет чувствовать себя виноватой, и ему от этого не полегчает. Вместо этого прислушайтесь к ее чувствам, чтобы помочь ей отработать те запутанные эмоции, которые заставили ее зарычать на него.
Затем, как только она почувствует себя лучше, спросите ее, что она может сделать, чтобы улучшить отношения между ними. Может быть, она будет готова извиниться. Но, возможно, она бы предпочла бы поиграть с ним или обнять его.
Это учит детей тому, что их отношение к другим имеет свою цену и что они несут ответственность за ремонт, когда они наносят ущерб. Но поскольку вы не навязываете, она сможет самостоятельно выбрать, как «сделать этот ремонт».
8. Помогите своему ребенку оплатить поврежденный товар.
Если дети помогают оплачивать из собственных карманных денег потерянные библиотечные книги и сотовые телефоны, разбитые окна или инструменты, которые они оставили ржаветь, шансы на повторное нарушение невелики.
9. Не спешите спасать ребенка из трудной ситуации.
Будьте готовы обсуждать проблемы, помогать ему справляться со своими чувствами и страхами, а также следите за тем, чтобы он не убегал от трудностей. Но пусть он сам решит проблему, требует ли она принесения извинений или более точной компенсации.
10. Прививайте модель ответственности.
Будьте откровенны в отношении ответственного выбора, который вы делаете: «Придется носить этот мусор до тех пор, пока мы не доберемся до машины, потому что я не вижу урну для мусора, а мы никогда не мусорим».
«Этот знак говорит, что парковка предназначена для людей с ограниченными возможностями, поэтому, конечно, мы не можем занять это место».
Выполняйте свои обещания своему ребенку и не оправдывайтесь. Если вы не выполняете обещание забрать из ремонта ноутбук, который ему нужен для школы, или поиграть с ним в игру в субботу, почему он должен нести ответственность за выполнение своих обещаний и соглашений с вами?
11. Никогда не клеймите своего ребенка как «безответственного».
То, какими мы видим наших детей, всегда является в своем роде пророчеством. Вместо этого научите его навыкам, которых ему недостает.
Например, если он всегда что-то теряет, помогите ему стать более внимательным. Например, научите его останавливаться каждый раз, когда он идет куда-нибудь — в дом своего друга, в школу, на тренировку — и проверять, все ли вещи при нем.
12. Научите своего ребенка составлять письменный график.
Это может показаться излишним, но в напряженной жизни 21-века все дети должны овладеть этим навыком, иначе они не будут все успевать.
Просто возьмите лист бумаги, напишите часы дня и попросите вашего ребенка записать, что ему нужно сделать в эти выходные. Там должны быть не только задачи, но и отдых — игра, прогулка и так далее. Это снижает уровень стресса, так как они знают, когда и что будет сделано. Самое главное, это учит их управлять своим временем и нести ответственность за свои обязательства.
13. Всем детям нужен опыт работы за плату.
Всем детям нужен опыт работы за плату, которая учит их реальной ответственности в реальном мире. Начните с того, что заплатите своему 8-летнему ребенку за выполнение заданий, которые вы обычно не ожидаете от него (мытье машины, прополку сада), а затем научите его предлагать помощь соседям и дальним родственникам. Мало что научит такой же ответственности, сколько мир работы за плату вне семьи.
14. Учите ребенка не перекладывать вину.
Все мы автоматически хотим обвинить кого-то, когда что-то пошло не так. Как будто перекладывание вины может предотвратить повторение проблемы или снять с нас ответственность. На самом деле обвинение заставляет всех защищаться и атаковать, вместо того, чтобы возмещать ущерб. Это главная причина, по которой дети лгут своим родителям.
Хуже того, когда мы их обвиняем, дети находят разные причины, по которым это не было их ошибкой — по крайней мере, в их собственных умах — поэтому они с меньшей вероятностью берут на себя ответственность, и проблема, скорее всего, повторится.
Вина — это противоположность безусловной любви.
В следующий раз, когда вы автоматически начнете обвинять кого-то, остановитесь. Вместо этого, принимайте любую ответственность, какую только можете, — это хорошая практика для осознания своих возможностей. Примите ситуацию. Вы всегда можете придумать лучшие решения из состояния принятия, чем из состояния вины.
15. Научите своих детей тому, что «они не только имеют право быть личностью, но и обязаны быть ею», как сказала Элеонора Рузвельт.
Исследования показывают, что люди, которые берут на себя ответственность в любой конкретной ситуации, — это люди, которые хотят отличаться от других и выделяться из толпы.
А какого ребенка хотите воспитать вы?