В каком-то смысле с малышами просто: они ещё не умеют выбирать, только выказывать предпочтения, поэтому мы, родители, выбираем за них.
Но чем старше становятся дети, тем больше свободы выбора они требуют. А многим родителям не только непривычно, но и боязно давать отпрыскам «слишком много свободы»: а вдруг наворотят дел?
Но чтобы воспитать в ребёнке самостоятельность, следует найти грань между паранойей и заботой и не переступать через неё. Ведь если он не научится отвечать за свой выбор, ему придётся очень тяжело в жизни.
Вот 11 решений, которые без риска можно доверить детям:
1. Во что одеваться.
Пусть ребёнок напяливает на себя несочетающуюся одежду. Пусть одевается не по сезону. Пусть выглядит нелепо.
Всё это совершенно нестрашно — главное, что это его собственный выбор! Ваша задача — только проследить, чтобы ему было не холодно, не жарко и не мокро. В остальном пусть решает сам.
2. Как стричься.
Некоторые мальчики хотят носить длинные волосы, а некоторые девочки хотят подстричься коротко. Позвольте им! Пусть на себе поймут, что за длинными волосами надо ухаживать, а короткие волосы долго отрастают.
Каждый ребёнок должен иметь право выбрать себе причёску. Конечно, вам всё равно надо следить, чтобы они не забывали причёсываться, потому что колтуны в волосах недопустимы!
3. С кем обниматься.
Ребёнок никому не обязан давать доступ к своему телу. Он сам должен решать, когда, как и кому позволяется прикасаться к нему. Не хочет обниматься-чмокаться-тискаться с бабушками и друзьями — не надо.
У детей должно быть право всегда сказать «нет» кому угодно. Это важно!
4. Как здороваться.
Разумеется, детей следует учить вежливости и хорошим манерам. Но не заставляйте их пожимать руку, «давать пять» или делать какие-нибудь реверансы при встрече. Достаточно сказать «здравствуйте» и улыбнуться — а дальше пусть сами решают.
5. Что делать на детской площадке.
Тут у всех родителей свой подход — и это нормально, потому что вы сами знаете своих детей. Но вообще не стоит запрещать детям исследовать площадку, как им хочется: скатываться с горки, лазать по турникам, забираться на рукоходы и т. д. Если вы очень беспокоитесь, стойте рядом и будьте готовы их поймать — но не ограничивайте их любознательность!
6. Сколько и когда есть.
Понятное дело, что речь не идёт об особых случаях типа болезней, лишнего веса, аллергий и т. п.
Обычным детям совершенно ни к чему «Общество чистых тарелок». Если они не хотят есть — значит, не проголодались. Не запихивайте в них еду уговорами: проголодаются — поедят.
То же самое, если они не доедают всё, что лежит на тарелке. Ребёнок должен иметь право на собственные пищевые привычки и предпочтения. Единственное разумное исключение — завтрак перед школой: его желательно таки съесть, иначе ребёнок обязательно проголодается на уроках.
7. Что есть.
Никто не говорит, что детей надо кормить конфетами и мороженым. Но давать им выбор в еде (и иногда баловать вкусненьким) — это правильно. Предлагайте им разные варианты блюд и старайтесь приучать к новой и разнообразной еде.
8. С кем дружить.
Не надо рассказывать детям, с кем им надо и не надо играть. Можно советовать, но мягко. Ребёнок сам может решить, с кем ему интересно (представьте себе, если бы вас заставляли общаться с людьми, которые вам неприятны!).
9. Чем увлекаться.
Спортивные секции, кружки и тому подобное — это, конечно, замечательно. Но пусть дети сами решают, хотят ли они этим заниматься.
Ваше дело — предложить им выбор: пусть попробуют ходить на каратэ или в музыкальную школу. Но если ребёнку неинтересно и мучительно, позвольте ему уйти. А если он хочет заняться чем-то своим (например, рисованием вместо баскетбола), поддержите его.
10. Надевать ли куртку.
Запомните раз и навсегда: дети сами прекрасно знают, холодно им или нет. Если они не хотят надевать куртку-шапку-рукавички, не морочьте им голову. Нет, голову им не надует, такое бывает только в викторианских романах.
И ещё: никогда не одевайте ребёнка теплее, чем одеты вы сами (если, конечно, он сам этого не потребует).
11. Совершать ли глупости.
Да, никто не желает своим детям страданий и трудностей, однако без страданий и трудностей научиться жизни невозможно. Пусть дети совершают ошибки и набивают свои шишки — это очень полезно. Не отговаривайте их от каждой дурацкой затеи, даже если знаете, что всё закончится провалом: дайте им поэкспериментировать (в рамках разумного, естественно).
А что вы позволяете своим детям?