Компания может потратить сколько угодно денег на рекрутинг, собеседования и найм самых лучших сотрудников, но если начальник — дурак, то они быстро разбегутся.
И наоборот: хороший менеджер не только стимулирует подчинённых работать по максимуму, но и делает работу привлекательной.
Более десяти лет Google проводил исследование под кодовым названием проект «Кислород». Цель — выяснить, как выглядит идеальный менеджер, чтобы потом учить этому новых лидеров. Исследования дали свои плоды: со временем в компании уменьшилась текучка, возросла производительность и повысилась удовлетворённость сотрудников.
Самое интересное, что профессиональные знания оказались не столь важны, как можно было бы предположить. Гораздо важнее оказались навыки эмоционального интеллекта — способность понимать и контролировать эмоции, как свои, так и чужие.
Итак, по данным Google, хороший босс…
1. Это хороший коуч.
Вместо того, чтобы решать каждую проблему сразу, лучшие менеджеры используют проблемы как уроки.
Они направляют свои команды и делятся инсайтами в нужные моменты. Это позволяет команде получить ценный опыт и вырасти.
2. Укрепляет команду и избегает микроменеджмента.
Ни один из сотрудников никогда не скажет: «Я люблю, чтобы меня контролировали в мелочах».
Хорошие менеджеры дают своим сотрудникам свободу, к которой те стремятся: исследовать свои идеи, идти на риск (разумный) и совершать ошибки. Они также предоставляют необходимые физические инструменты, организуют гибкое расписание и всячески стремятся сформировать максимально комфортную рабочую среду.
3. Создаёт инклюзивную командную атмосферу.
Исследователи Google выяснили, что ключ к успеху команды — создание «психологически безопасной» среды, в которой все члены команды ощущают себя товарищами. Они уверены, что никто в команде не будет возмущаться допущенными ими ошибками, задаваемыми вопросами или предложениями новых идей.
Иными словами, хорошие команды работают на доверии — и хорошие менеджеры помогают это доверие построить.
4. Ориентирован на результат.
Лучшие менеджеры — не звёздные игроки, они во всём помогают товарищам по команде профессионально расти.
Они подают пример и не чураются засучить рукава и практически помочь решить ту или иную возникшую проблему. Такой подход значительно мотивирует их команду.
5. Это хороший коммуникатор.
Лучшие менеджеры — отличные слушатели. Это помогает им лучше понимать свои команды и проявлять соответствующую эмпатию.
Кроме того, грамотные руководители понимают, что знание — это сила. Вот почему они прозрачны и готовы делиться информацией со своими командами, чтобы их люди знали «что», «как», «почему» и «для чего».
6. Поддерживает развитие карьеры.
Хорошие менеджеры поддерживают и укрепляют обратную связь с каждым сотрудником: поощряют их при каждом успехе или критикуют за те или иные ошибки, но при этом формулируют свои высказывания так, чтобы это было тактично и конструктивно.
Они также инвестируют в подчинённых, помогая им достичь своих личных карьерных целей, но при этом чётко понимая, как это будет воспринято другими членами команды. Во избежание зависти или неприязни менеджер должен уметь показать команде, что поощрённый им сотрудник действительно достоин премии или повышения.
7. Имеет чёткое видение/стратегию для всей команды.
Грамотные руководители всегда точно знают точку нахождения команды, направление дальнейшей работы и конечную цель, а также способы её достижения.
Они также следят за тем, чтобы каждый член команды понимал свою индивидуальную роль в выполнении этой стратегии.
8. Владеет ключевыми техническими навыками.
Хорошие менеджеры не только понимают смысл всех операций, производимых командой, но способны всегда прийти на помощь советом или личным примером. Таким образом они дают понять подчинённым, что сообща они всегда решат любые задачи и ответят на любые возникшие вызовы.
Если менеджер будет переведён в новый отдел, ему потребуется время, чтобы узнать, как всё делается, и работать над созданием доверия. До этого ни один грамотный руководитель не начнёт раздавать советы и тем более предпринимать радикальные изменения.
9. Эффективно сотрудничает.
Плохие менеджеры воспринимают свою команду как отдельную боевую единицу, которая конкурирует с другими отделами внутри компании или даже саботирует их труд.
А вот хорошие менеджеры, наоборот, видят общую картину. Они работают на благо компании в целом и поощряют подчинённых делать то же самое.
10. Принимает взвешенные решения.
Хорошие менеджеры не импульсивны, но решительны. Ознакомившись с фактами и приняв во внимание мнения сотрудников и перспективы, они продвигаются вперёд — даже если это требует принятия решения, которое не все одобрят.
При этом они обязуются выполнять эти решения и способны внушить ту же уверенность всей команде.
А вы удивлены таким результатом исследований?