Автор статьи — Джим Браун, финансовый консультант и основатель Jim Brown Investing с 30-летним опытом работы в финансовой сфере.
«Как научить ребёнка обращаться с деньгами?»
Я часто слышу этот вопрос, а если у вас есть дети, вы, наверное, и сами не раз искали ответ в Гугле.
За свою 30-летнюю карьеру я работал аудитором, инвестором, специалистом по налогам и финансовым консультантом — и воочию мог видеть последствия финансовой безграмотности у многих взрослых людей всех возрастов.
Научить ребёнка обращаться с деньгами не так уж и сложно. Надо просто потратить немного сил и времени. А если вы готовы, то чем раньше начнёте, тем лучше. (По данным исследования Кембриджского университета 2013 года, дети в состоянии понимать основные денежные отношения к трём годам, а к семи у них уже вырабатываются привычки в обращении с деньгами.)
Как мы учим своих детей.
У нас с женой двое детей, оба младше 14. Как и большинство родителей, мы не хотим, чтобы у них были финансовые проблемы, когда они вырастут. А ещё мы не хотим, чтобы они влезали в долги и погашали их за счёт наших пенсионных накоплений.
Точно так же, как мы хотим донести до них, почему важно не лгать и говорить «спасибо» и «пожалуйста», мы хотим объяснить им важность денег: чего они стоят, почему они важны и как разумно ими распоряжаться, чтобы добиться успеха.
Всему этому мы учим их в лёгкой игровой форме:
1. Мы играем в магазин.
Я заметил, что мои дети гораздо глубже погружаются в образовательный процесс, когда он носит экспериментальный или игровой характер. В магазин мы играли, когда они были в детском саду.
Для начала мы построили у нас в гостиной маленький супермаркет, с игрушечным кассовым аппаратом и отделом овощей-фруктов из игрушечного набора. В кассовом аппарате были кнопки с цифрами, ящик для наличных и игрушечные деньги.
Мы с женой выставляли цены на продукты, а потом один ребёнок совершал покупки, а второй стоял на кассе. Мы были рядом, чтобы помогать и отвечать на вопросы. Но со временем они начали справляться без нашей помощи.
Симуляция похода за покупками позволила им подтянуть математику и научиться рассчитывать бюджет. Кроме того, им стало легче говорить друг с другом о деньгах.
2. Мы играем в «Сколько это стоит?».
«Сколько это стоит?» — это игра, в которую мы играем до сих пор. (Это наш семейный вариант телешоу «Цена удачи».)
За ужином мы по очереди выставляем случайно выбранные предметы на продажу и предлагаем на выбор варианты их приблизительной стоимости.
Например:
- Бутылка воды: $0,50, $2,50 или $6?
- Билет в кино: $4, $10 или $40?
- Месячный счёт за телефон: $12, $100 или $400?
- Новая машина (в базовой комплектации): $5 000, $35 000 или $500 000?
Такие игры помогают им лучше понять относительную стоимость разных товаров и услуг.
3. Мы не даём им денег по первому требованию.
Одна из главных ошибок, которую я наблюдаю у многих родителей, — то, что они дают детям неограниченные суммы денег на ненужные вещи.
Наши дети стали получать еженедельные карманные деньги, когда им исполнилось шесть лет. Мы давали им по $6 в неделю и увеличивали сумму на $1 с каждым годом. Они могли заработать больше, если в эту неделю делали что-то хорошее: например, предлагали свою помощь или сдавали экзамен по математике на «отлично».
Конечно, нет строгих правил, сколько давать ребёнку денег; это зависит от ваших финансовых возможностей и от того, какую финансовую ответственность вы готовы возложить на него.
Большинство родителей слишком поздно осознают, к чему приводит привычка давать детям неограниченные суммы на любые траты (особенно после того, как те истратили карманные деньги).
Это воспитывает в детях привычку полагаться на дополнительные источники средств, которые могут влететь в копеечку — например, в виде задолженности по кредитным картам с высокой процентной ставкой.
4. Мы объясняем им процесс составления бюджета.
Самый простой способ научить детей планировать бюджет — делать это вместе.
Например, когда моих детей приглашают на день рождения, я выделяю им разумный бюджет и помогаю купить подарок, вписывающийся в него. (Мы с женой предпочитаем совершать покупки онлайн, потому что так проще научить детей сравнивать цены.)
5. Мы показываем им, как распоряжаться накоплениями.
Когда у моей старшей дочери накопилось достаточно денег, мы перенесли их из копилки на банковский счёт.
«Поздравляю! Теперь твои деньги будут работать на тебя», — сказал я.
Хотя вам этот процесс кажется очевидным, для некоторых детей это слишком абстрактная идея. Вот почему важно объяснить им (простым языком), как их деньги приносят больше денег (пассивный доход) и как эти дополнительные деньги принесут ещё больше денег (сложный процент).
Эти знания и умения будут служить им всю жизнь.
6. Мы поощряем их творить добро с помощью денег.
Время от времени мы с женой обязательно жертвуем деньги на благотворительность или некоммерческим организациям. Это подаёт нашим детям хороший пример и не поощряет в них эгоизм и жадность.
Когда у детей накапливается достаточно сбережений, мы вместе просматриваем список благотворительных организаций и помогаем им выбрать ту, чьи цели им близки.
Это отличный способ научить их делиться, творить добро и понимать, как деньги — будь то $1 или $10 — могут приносить пользу другим.
А как вы учите детей обращаться с деньгами?