Ранее считалось, что детям трудно привить сочувствие и сострадание, пишет Positive Outlooks. Тем не менее, эксперимент датских школ доказал, что дети, даже в очень молодом возрасте, могут научиться быть сострадательными и решительными по отношению к другим людям.
С 1993 года уроки эмпатии стали частью датского образования в рамках обязательной национальной программы «Шаг за шагом». Эти уроки для детей в возрасте от 6 до 16 лет называются «Klassens Tid». Датчане считают, что эти уроки помогут детям строить отношения, и научиться сочувствию и состраданию.
В течение часа Klassens Tid учитель показывает детям картинки, которые демонстрируют разные эмоции: счастье, грусть, гнев, страх и разочарование. Затем детей просят рассказать о карточках и о том, что они думают об этих эмоциях. Эта деятельность направлена на то, чтобы помочь им научиться не только сочувствию, но и самодисциплине, решению проблем и чтению выражений лица.
Детям также рекомендуется говорить о своих личных проблемах или проблемах, связанных со школой. Вместе с учителем они пытаются обговорить и решить эти проблемы посредством слушания и понимания.
Чтобы глубже взглянуть на датское воспитание, Сандаль и психолог Джессика Александер написали книгу под названием «Датский способ воспитания: что знают самые счастливые люди в мире о воспитании уверенных в себе, способных детей». Они провели всестороннее исследование, чтобы понять, как датчане учат детей сочувствию и состраданию.
Согласно их исследованию, один из способов, которым они это делают, — это командная работа. Вместо того, чтобы заставлять детей соревноваться друг с другом, они поощряют их брать на себя ответственность за помощь другим, не настолько способным.
Чтобы предотвратить конкуренцию, датские школы не предлагают награды детям, которые преуспевают в учебе. Вместо этого они мотивируют студентов другими способами, например, свободным временем для игры.
Датский способ воспитания.
«Датчане дают много места для свободной игры детей, которая учит эмпатии и навыкам ведения переговоров. Игра считается образовательным инструментом с 1871 года», — пояснила Джессика Александер.
Еще одна стратегия, которую датчане используют для обучения — это совместные уроки сочувствия, где они объединяют учеников с разными способностями и слабостями по разным предметам. Ожидается, что дети научатся помогать друг другу и сотрудничать.
« Ребенок, который естественно талантлив в математике, не научившись сотрудничать со сверстниками, не станет успешным. Ему понадобится помощь по другим предметам. Это хороший урок для обучения детей с раннего возраста, поскольку никто не может прожить жизнь в одиночестве, и это помогает другим привести к лучшим результатам», — сказал Александр.
Несомненно, датчан называют одним из самых счастливых людей в мире не только из-за финансовой мощи страны, равного общества и превосходного здоровья, но также из-за хорошо сбалансированной системы образования, которая учит молодежь одним из самых важных качеств, таким как сочувствие, ответственность и командная работа.
Как думаете, нашим детям нужны такие уроки?