Идея всемогущего Бога, который присматривает за людьми и наказывает тех, кто отклоняется от благих дел, возникла после того, как люди покинули племена и построили более сложные общества, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.
В исследовании рассматривается возникновение этих обществ и идея морального Бога. От древних египтян до Римской империи и хеттов – вера в сверхъестественное так же стара, как люди.
Но идея всезнающего существа, охраняющего мораль, возникла недавно. До неолитических революций, появления сельского хозяйства и первых обществ люди жили в сравнительно небольших группах, основанных на родстве.
В племенах все знали друг друга, и было трудно вести себя асоциально. Риск быть идентифицированным, наказанным или исключенным из группы был достаточным, чтобы контролировать это.
Но по мере того как общества становились все более сложными, отношения с незнакомцами росли, и в то же время шансы быть наказанным.
«Мы пришли к выводу, что боги-нравоучители не являются необходимыми для создания крупных обществ, — пояснил директор Центра изучения социальной сплоченности Оксфордского университета в Соединенном Королевстве и соавтор исследования Харви Уайтхаус.
Фактически, они появляются только после сильного роста социальных веток, когда общество достигает примерно миллиона человек».
Вместе с большой группой ученых британский антрополог проанализировал 414 политических образований, появившихся после неолита.
Чтобы измерить их сложность, они использовали до 55 различных переменных, таких как наличие стратификации и социальной иерархии, была ли частная собственность и возможность ее передачи, развитие сельского хозяйства или армии.
На самом деле, исследованные показывают, что их социальная сложность возрастает в среднем в пять раз до прибытия этих богов, чем после.
Только тогда моральный Бог выполняет социальную функцию.
Возможно, это потому, что на данный момент общества настолько велики, что становятся уязвимыми для внутренней напряженности и конфликтов.
Боги-морализаторы могли бы предложить обществу возможность продолжать процветание, несмотря на такую напряженность, заставляя всех сотрудничать, не оскорблять превосходящую власть, внимательную к нашему поведению по отношению к другим и которая, как считается, наказывает преступников.
Однако исследование показывает, что могут существовать очень сложные общества и без великого морального Бога.
Это не значит, что они не наказывали людей, но они делали это не приписывая свою волю божествам. Большинство из них американцы или жители Юго-Восточной Азии.
Гендерные нормы ацтеков, кажется, больше сосредоточены на поддержании универсального порядка и индивидуальном совершенствовании, чем на установлении религиозно контролируемых обычаев.
Исследование идет еще дальше и считает, что есть даже связь между появлением письма и моральных богов.
В девяти из 12 проанализированных областей первые письмена появляются в среднем за 400 лет до первых упоминаний о богах.
Но не все так думают. Директор Института науки о человеческой истории в Германии, эволюционный биолог Рассел Грей, утверждает, что «упоминания о богах трудно найти до изобретения письма, но это не означает, что их не было».
Первые работы были в основном документами о финансовых операциях, а не о религиозных убеждениях.
А что вы об этом думаете?