Американский предприниматель, получивший широкое признание в качестве пионера эры IT-технологий, пишет Business Insider.
Один из основателей, председатель совета директоров и CEO корпорации Apple. Один из основателей и CEO киностудии Pixar.
Джобс увидел коммерческий потенциал графического интерфейса, управляемого мышью, что привело к появлению компьютеров Apple Lisa и, год спустя, Macintosh (Mac).
Стив Джобс умер в октябре 2011 года. Он успел сделать Apple самой дорогой компанией в мире, попутно преобразовав семь отраслей.
Тем самым основатель Apple вошел в пантеон величайших американских новаторов наряду с Томасом Эдисоном, Генри Фордом и Уолтом Диснеем.
Как ему это удалось?
Однажды Стив Джобс рассказал своим сотрудникам, что он – сторонник формы лидерства под названием «никаких оправданий».
Успешные люди, по его убеждению, не полагаются в полной мере на других; они предусматривают неожиданные обстоятельства, устанавливают чёткие ожидания и общаются, но они всегда придерживаются окончательной ответственности.
Стив Джобс ожидал от самого себя многого. Не меньше он ожидал и от окружающих. И он, определённо, ожидал много от людей, занимающих лидерские должности.
Вот история из грядущей книги Джона Россмана «Think Like Amazon»:
Всем сотрудникам, назначаемым на должность вице-президента в Apple, Джобс рассказывал одну и ту же короткую историю.
Джобс говорил вице-президенту, что, если бы мусор в его офисе не был бы убран, Джобс бы, вполне естественно, начал бы требовать объяснений со стороны уборщика.
«Ну, замок на двери был заменён», — справедливо отметил бы уборщик. «А ключ я получить нигде не мог».
Ответ уборщика справедлив. Это разумное оправдание. Уборщик не мог выполнить свою работу, не имея ключа. Будучи уборщиком, ему позволено оправдываться.
«Когда ты работаешь мусорщиком, причины имеют значение», — рассказывал Джобс новоиспечённым вице-президентам. «На каком-то этапе между мусорщиком и генеральным директором причины перестают иметь значение».
«Иными словами, когда работник становится вице-президентом, он должен воспринимать любые оправдания, как ошибку. Вице-президент ответственен за каждую ошибку, которая происходит, вне зависимости от того, что он скажет».
Россман вспоминает овладение таким уровнем ответственности, как «овладение своими зависимостями»: взятие абсолютной ответственности за каждую возможность зависимость, находящуюся в зоне вашей компетенции.
Правило лидерства «никаких оправданий».
Вам нужны запчасти для завершения заказа, а груз от поставщика задерживается? Вы должны были дать ясно и чётко понять, какие обязательства вы друг на друга накладываете.
Вы должны были предусмотреть непредвиденные обстоятельства и излишки. Запоздавшая поставка может быть ошибкой поставщика… но убеждение в том, что все критически важные части рабочего процесса находятся под контролем – это ваша обязанность.
Я простенько одеваюсь на самолёт до Тампы, где я буду выступать, но после посадки мой багаж отправляется в Вегас. Я бы мог упаковать запасной набор вещей в свой рюкзак.
Или я мог бы более прилично одеться перед посадкой. Потеря моего багажа может быть ошибкой авиакомпании… но убеждение в том, что у меня есть все необходимые вещи – это моя обязанность.
Существует цитата, которую зачастую приписывают Игнатию: «Молитесь так, словно обо всём позаботится Бог; действуйте так, словно всё зависит от вас».
Это же предположение касается и личной ответственности. Многие люди чувствуют, что успех или провал вызван внешними силами – особенно другими людьми.
Если они добиваются успеха, другие люди помогали им, поддерживали их… другие люди «были с ними». Если они терпят провал, то другие люди подставили их, не верили в них, не помогли им… другие люди «были против них».
В какой-то мере это, разумеется, правда. Никто и никогда не делал ничего стоящего в одиночку.
Но успешные люди не полагаются в полной мере на других людей. Успешные люди сами предусматривают различные неожиданные обстоятельства. Успешные люди стремятся к лучшему и готовятся к худшему.
Они устанавливают чёткие ожидания. Они общаются – много общаются. Они доводят дело до конца. Они наставляют и руководят. Они ведут и работают с другими… но именно они несут окончательную ответственность.
Почему? Потому что единственная вещь, которую они могут контролировать – это они сами.
Они действуют так, словно то, будет результат успешным или провальным, зависит только от них. Если они добиваются успеха, то они сделали это. Если они ошибаются, то они сделали это.
Не тратьте попусту свою ментальную энергию на надежды и беспокойство по поводу того, что произойдёт. Приложите все возможные усилия для того, чтобы сделать всё так, как вы сами того хотите. Будьте проактивными.
Несите ответственность за каждую возможную зависимость – особенно за те, которые оказывают наибольшее влияние на ваш успех.
Как сказал бы сам Джобс: «Причины больше не имеют значения».
- Никогда не оправдывайтесь.
- Никогда не ищите причины.
- И никогда не обвиняйте других.
За исключением, разумеется, тех случаев, когда вы обвиняете самих себя, чтобы уверенно решить, что в следующий раз вы предпримите всё возможное для того, чтобы убедиться в том, что всё будет идти по вашему плану.
Вы согласны с тем, что хороший сотрудник никогда не должен оправдываться?