Жизнь бывает очень трудной. Чуть ли не каждый день мы подвергаемся различным стрессам.
Как же мы с ними справляемся?
Обычно первый наш импульс — это начать жаловаться. Это самая естественная реакция для большинства людей. Мы ноем, бурчим, ворчим, изливаем душу и проклинаем несправедливость окружающего мира.
Нам кажется, что это само по себе помогает; изливая накопленные эмоции, мы избавляемся от стресса — значит, это полезно. Разве нет?
Увы, в действительности всё обстоит ровно наоборот. По данным исследования Стэнфордского университета, когда мы жалуемся, мозг вырабатывает гормоны стресса, которые разрушают нейронные связи. В частности жалобы плохо сказываются на способности к решению проблем и других когнитивных функциях.
У нытиков буквально усыхает гиппокамп — что очень опасно, потому что эта область мозга отвечает за разумное мышление. Именно эта часть мозга страдает при болезни Альцгеймера.
Но другое исследование показывает, что держать в себе негативные эмоции тоже вредно — это сокращает продолжительность жизни. А ведь жалобы позволяют нам выплеснуть эти эмоции и не носить их в себе.
Так что же делать?!
К счастью, существует золотая середина. Жаловаться можно, но нужно делать это правильно.
Как? Вот 8 советов:
1. Жалуйтесь разумно.
Первым делом научитесь жаловаться осознанно. Подумайте и решите: с какой целью вы жалуетесь? Не жалуйтесь, если не видите решения. Для начала надо понимать, какой результат вас устроит.
Кроме того, это позволит человеку, которому вы жалуетесь, дать вам полезный совет. Это гораздо эффективнее, чем бесцельное нытьё.
Семейный терапевт Шадин Фрэнсис говорит:
«Жалобы с целью решить проблему полезны для психического здоровья, потому что позволяют направить свои потребности на достижение результатов. Это может привести к осознанности и большей удовлетворённости».
2. Следите за тем, как часто и на что вы жалуетесь.
Иногда вы не замечаете, что жалуетесь на одно и то же снова и снова.
Journal of Social Psychology опубликовал исследование, посвящённое взаимодействию жалоб и удовлетворённости. Оказалось, что те, кто жалуется с надеждой на результат, в целом счастливее, чем те, кто жалуется просто так. Всё дело в том, что счастливые люди знают, когда, кому и как жаловаться.
Следите за своими жалобами. Если вы заметите, что постоянно жалуетесь на что-то одно, примите меры по исправлению ситуации.
3. Думайте, кому жалуетесь.
Иногда вы звоните в службу поддержки и повышаете голос на человека, который никоим образом не виноват в вашей проблеме. Это ничего не решает.
Жаловаться близким — вообще другой разговор. В таких случаях очень важно сдерживаться.
Профессор психологии Барбара Хелд говорит:
«Важно понимать, когда следует говорить друзьям и близким о своём недовольстве. Если этого не понимать, вы останетесь наедине со своими проблемами».
Будьте осторожны, чтобы не отпугнуть самых важных людей в своей жизни.
4. Держитесь подальше от хронических нытиков.
Постоянные жалобы могут отрицательно сказываться и на тех, кому приходится их выслушивать.
Автор Стивен Партон поясняет:
«Когда мы видим человека, испытывающего определённую эмоцию (будь то гнев, печаль, радость или ещё что-то), наш мозг “примеряет” эту эмоцию на себя, чтобы понять, что он переживает. При этом в мозгу активируются те же самые синапсы. Именно отсюда берётся стадный инстинкт. Именно отсюда берётся чувство общей радости на музыкальных фестивалях».
Нет ничего постыдного в том, чтобы избегать людей, которые привносят в вашу жизнь постоянный негатив. А если вам всё же приходится выслушивать жалобы, отвечайте на них позитивом, а не собственными жалобами.
5. Правильно жалуйтесь в соцсетях.
Это ещё одна причина, почему соцсети могут быть токсичными: они представляют собой идеальную платформу для нытья.
На самом деле жалобы в соцсетях могут быть полезны, потому что помогают вам найти людей, которые вам помогут. «Ставьте лайк, если вам тоже задержали выдачу посылки». «Тэгните почтовое отделение, чтобы они знали об этом безобразии».
Но исследование, опубликованное в Behavior Research Methods, показывает, что разъярённые посты в соцсетях могут дать обратный эффект, причём довольно быстро.
Учёные обнаружили, что положительные комментарии действуют всего несколько секунд. А вот отрицательные — много минут!
В общем, не стоит просто так выплёскивать всё своё недовольство в соцсети на обозрение случайных людей. Это вредно и отнимает время.
6. Добавьте к своей жалобе положительное «зато».
По мнению психолога Эрика Берна, здоровые жалобы нужны не для поиска решений, а для поддержания общения.
Он говорит, что тут-то большинство людей и допускает ошибку:
«Сначала один человек описывает проблему. Затем другой предлагает варианты её решения. А потом первый говорит: “Да, но…” и отвергает все предложенные решения».
Иногда мы так погружаемся в свои жалобы, что забываем обо всём хорошем, что у нас есть.
Постарайтесь находить позитивное возражение собственным жалобам: «Мне не нравится то-то и то-то, зато у меня есть…».
7. Научитесь отпускать проблему.
Вы знаете, что жалобы физически вредят здоровью?
Партон объясняет:
«Когда ваш мозг активирует синапсы гнева, вы подрываете свой иммунитет; у вас повышается давление, что увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и диабета, а также множества других болячек».
Понятно, что от жалоб у вас не случится инфаркт. Но слишком много жалоб точно не доведут до добра.
8. Жалуйтесь с намерением решить проблему.
Вот вам главный секрет: самое главное — это настрой.
Да, и жалоб это тоже касается.
Когда вы жалуетесь с позитивным настроем, это даёт совсем другой эффект.
По словам Фрэнсис:
«Есть большая разница, исходите ли вы из сплошного негатива либо же стараетесь смотреть на вещи положительно и просто жалуетесь на какое-то конкретное неприятное явление. В отсутствие потенциальных решений и позитивных намерений жалобы только подпитывают негатив и отпугивают тех, кто вынужден их выслушивать».
Поэтому не носите в себе эту отраву. Вы не всегда можете контролировать исход дела, но зато можете контролировать свою реакцию.
Хватит мучить себя неприятными мыслями. Если проблема не имеет решения, забудьте о ней.
А вы часто жалуетесь?