Большинство из нас, вероятно, были в ситуации, когда мы говорили то, что не имели в виду, кому-то, кто нам небезразличен. Возможно, вы использовали слишком резкие слова или позволили своему гневу взять верх во время спора. Часто в такие моменты используется критика. Но иногда критика сменяется презрением – и это может быть самым худшим в отношениях.
Разница между критикой и презрением.
Критика и презрение – два из четырех видов коммуникативного поведения. Они известны как «четыре всадника», которые, согласно исследованию психолога Джона Готтмана, увеличивают риск развода.
Люди обычно критикуют кого-то, когда они расстроены тем, что этот человек сделал или не сделал. Использование критики в отношениях обычно происходит из-за неудовлетворенных потребностей. К сожалению, когда вы оборачиваете эти неудовлетворенные потребности в критику, у вас еще меньше шансов получить их удовлетворение от вашего партнера. Ведь ваш партнер, скорее всего, будет защищаться, а не прислушиваться к вам.
Презрение, с другой стороны, продвигает критику на шаг вперед, добавляя слой снисходительности и жестокости. Цель такого языка не только в критике, но и в том, чтобы принизить другого человека.
Пример критики:
«Ты всегда оставляешь посуду в раковине», «Ты никогда меня не слушаешь».
Пример презрения:
«Ты ничего не умеешь делать правильно. Дети и то лучше справились бы».
Как избежать критики и презрения
Даже если презрение хуже критики, не стоит использовать ни то, ни другое. Во время конфликтов важно научиться говорить о себе, а не о другом человеке:
- Поделитесь тем, что вы заметили.
- Выражайте свои чувства.
- Укажите свою потребность.
Пример: «Когда ты смотришь в свой телефон, пока я разговариваю с тобой, мне становится грустно и одиноко. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас было немного больше времени, чтобы поговорить друг с другом лично».
Обратите внимание на то, как вы разговариваете со своим партнером в конфликте. Постарайтесь поймать себя, прежде чем вы начнете использовать критику или пренебрежительный язык.
Если это произойдет, просто сделайте паузу, извинитесь и попробуйте более мягкий тон, чтобы передать свои чувства и потребности.
А вы совершали когда-либо эту ошибку во время общения?