Скульпторы уже тысячи лет работают с мрамором — материалом, который ценится за мягкость и относительную прозрачность. Благодаря этим свойствам эта горная порода идеально подходит для статуй с тонкими деталями, в том числе анатомическими подробностями и драпировками.
Одна скульптура идеально демонстрирует и то, и другое — это «Дева в вуали», работа итальянского скульптора XIX века Джованни Страцца.
О создании «Девы в вуали» мало что известно. Историки считают, что миланец Страцца создал её в 1850-е годы, когда работал в Риме.
Скульптура изображает деву Марию с реалистично выточенным лицом, покрытым вуалью. Глаза у неё закрыты, а голова чуть склонена вниз, как будто она молится или скорбит — это традиционное изображение Богородицы.
Скульптура сделана из каррарского мрамора — материала из Тосканы, который использовался и древними римлянами, и мастерами итальянского Возрождения.
Высококачественный мрамор представлял идеальную возможность для изображения вуали — этот скульптурный мотив был популярен среди современников Страцца. Особенно были популярны бюсты и женские фигуры, покрытые прозрачными драпировками.
Вот два характерных примера: «Дама в вуали» Пьетро Росси (1882) и «Дама в вуали» Рафаэля Монти (ок. 1860).
Почему же вуали были так популярны у итальянских скульпторов XIX века? Одна из причин — потому что это давало мастерам возможность продемонстрировать своё умение.
Чтобы создать иллюзию, будто твёрдый материал (камень) — это ткань, прилегающая к телу, требуется незаурядное мастерство. Поэтому скульпторы ещё со времён античности одевали свои творения в драпировки, чтобы показать свои способности. Самые известные образцы, которыми, конечно, вдохновлялись Страцца и его современники, — это работы из Древней Греции и итальянского Возрождения.
«Ника Самофракийская» (фрагмент, 190 г. до н. э.).
«С археологической точки зрения, “Дева в вуали” продолжает традицию “мокрой драпировки”, которая существовала ещё в греко-эллинской скульптуре, — говорит Клэр Барбийон, директор Луврской школы. — Скульпторы всегда стремились показать себя».
Помимо неоклассической интерпретации драпировки, художники того времени использовали мотив вуали в ответ на Рисорджименто (объединение Италии). По мере того, как у итальянцев заново пробуждался интерес к искусствам, образ женщины в вуали становился аллегорическим изображением единой страны. По словам историков, этот символ аналогичен тому, как «персонификацией Англии была статуя Британии, Ирландии — статуя Гибернии, а Соединённых Штатов — статуя Свободы».
Почему Страцца решил объединить националистический символ с католической иконографией? О его религиозных воззрениях нам ничего неизвестно, но многие полагают, что он вкладывал в работу духовный смысл. Однако не исключено, что он просто вдохновлялся религиозными скульптурами ренессансных и барочных мастеров.
«Пьета» Микеланджело (1498–1499).
Хотя можно было бы предположить, что «Дева в вуали» хранится в Италии, на самом деле она уже более 150 лет пребывает в Канаде. В 1856 году её привезли в Сент-Джонс (Ньюфаундленд) и вручили епископу Джону Томасу Муллоку, который разместил её в Епископском дворце возле базилики св. Иоанна.
В своём дневнике Муллок писал:
«В целости получил из Рима прекрасную статую Пресвятой Девы Марии из мрамора работы Страцца. Лицо закрыто вуалью, и все черты хорошо видны. Это настоящее сокровище искусства».
В 1862 году статую переместили в близлежащий Введенский монастырь, где она и хранится по сей день.
А вам нравится эта скульптура?