Китаец подал в суд на сеть супермаркетов, обвинив компанию в присвоении 0,04 юаней ($0,008) после того, как кассир округлил сумму сдачи.
Истец по имени Сяо заявил, что, совершая покупки в одном из магазинов сети Yonghui Superstores, он дал кассиру 55 юаней ($8,16) за продукты стоимостью 54,76 юаня ($8,12) и получил только 0,20 юаня сдачи вместо причитающихся 0,24. Ему не нужны были оставшиеся 0,04 юаня, однако он счёл сам факт округления сдачи мошенничеством со стороны супермаркета, поэтому решил подать в суд, чтобы привлечь внимание к этой практике.
«Я заплатил 55 юаней наличными, и мне дали 0,2 юаня сдачи, незаконно недодав мне 0,04 юаня, — говорит Сяо. — Подавая иск, я всего лишь хотел получить назад причитающиеся мне 0,04 юаня. Я хотел показать, что не согласен с их незаконной практикой и дурацкими правилами. Надеюсь, что этот вопрос получит правовую оценку и к нему будет привлечено внимание общества».
В качестве доказательства Сяо предоставил чек, из которого ясно следовало, что ему недодали сдачи. Адвокат Yonghui Superstores был вынужден признать вину своего клиента и принести извинения истцу и общественности в целом.
«Способ выдавать сдачу посредством округления вверх или вниз является неуважением к правам потребителя и создаёт для него неудобства, — сказал адвокат. — В связи с этим мы снова приносим извинения господину Сяо и всей общественности».
Судья Народного суда района Яньцяо в Сиане, провинция Шэньси, велел компании Yonghui Superstores выплатить Сяо недостающую сдачу, а также 50 юаней ($7,41) судебных издержек.
Это может показаться мелочью, но истец добился своего: необычное разбирательство стало вирусной сенсацией соцсетей, где он стал настоящим героем.
«Я не считаю это тратой судебных ресурсов. Именно для этого и существует суд. Для суда не должно быть разницы между 4 юанями и 4000. Дело не в сумме», — написал один пользователь Weibo.
«Этот человек поступил правильно, отстаивая свои права. Многие супермаркеты поступают так же», — прокомментировал другой.
А что думаете вы?