Системы воспитания детей у разных народов отличаются как земля и небо из-за множества факторов – от менталитета и образа жизни до места на карте и климата, пишет Peace Quarters.
1) Германия: строгие правила и карманные деньги.
Немецкий стиль воспитания – это четкая организация и последовательность. Жизнь немецких детей чуть ли не с младенчества подчинена строгим правилам: перед телевизором или компьютером они могут сидеть строго ограниченное время, а спать ложатся в 8 часов вечера.
Воспитывают в детях и самостоятельность, но акцент делается не столько на свободе выбора, сколько на ответственности за свои поступки.
С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад, где детей в игровой форме учат не читать и писать, а правилам поведения в обществе и дисциплине, моделируя различные житейские ситуации.
Оставлять наследников с бабушками не принято: младенцев мамы повсюду берут с собой, а когда выходят на работу, доверяют воспитание няне.
Детская комната является законной территорией ребенка, где ему позволено очень многое, но в остальных помещениях действуют правила, установленные родителями.
Детям очень рано начинают давать карманные деньги: недавний опрос немецких ребят от 6 до 13 лет показал, что их карманные расходы составляют в среднем 1000 евро в год.
И это вовсе не означает, что школьники пускают деньги на ветер – их учат планировать собственный бюджет и откладывать деньги.
2) Норвегия: 6 дней без сладкого.
В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Маленькие норвежцы едят только здоровую пищу, включая домашнее молоко, рыбу, мясо, а сладости только один день в неделю – по субботам.
Норвежские дети много времени проводят на улице, а занятия в детсадах в большей степени нацелены на физическое развитие, чем на умственное. Родители, желая укрепить иммунитет ребенка, позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и т.д.
До школы турецких детей в основном воспитывают мамы, поскольку детские сады по карману далеко не всем.
Дошкольное обучение, секции и кружки в Турции не слишком распространены — считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться.
Поэтому дети играют как могут, причем без всякого режима: могут с криками бегать по двору даже очень поздним вечером.
Главная цель воспитания — не научить детей правилам поведения, а, в первую очередь, помогать и приходить на помощь братьям и сестрам, чувствовать себя семьей.
Малышам с раннего детства прививается уважение к старшим и терпение к младшим, но не на словах, а собственным примером. Неудивительно, что семейные узы в Турции очень крепкие.
3) Великобритания: главное – высокая самооценка.
Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. По мнению англичан, только так он вырастет самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях.
Чужому ребенку в Британии замечания не делают: даже воспитатели в детсадах отличаются редким терпением, не говоря уже о том, чтобы это сделал посторонний человек на улице.
Если маленький ребенок капризничает, его внимание стараются переключить, а с детьми постарше ведут долгие «воспитательные» беседы, поясняя, к каким последствиям может привести то или иное поведение.
В своей комнате ребенок – полноправный хозяин, и взрослые не могут туда входить без спроса. В испанских семьях принято хвалить и баловать детей.
Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах, проводят с детьми практически все свободное время, причем папы участвуют в воспитании наравне с мамами.
Несмотря на видимый «свободный» стиль воспитания в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав.
4) Япония: период вседозволенности и период рабства.
Японская система воспитания детей построена на контрасте. До 5 лет японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 6 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – как с равным.
Если до пяти лет малышу позволительно все, то с 6 лет в его мире все меняется, и он узнает, что любое слово родителей — закон. При этом те не утверждают свой авторитет через угрозы и шантаж: после конфликтов японская мама первой идет на контакт.
В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов.
С 15 лет к ребенку начинают относиться как к равному, считая его самостоятельной и полноценной личностью.
5) Китай: воспитание гениев.
Воспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам.
Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают методики раннего развития.
Китайские дети постоянно заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию.
При этом нет разделения обязанностей по гендерному признаку: девочек учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.
Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность — ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры, сон – все четко по расписанию, мнение ребенка никого не волнует. Похвалу китайские дети слышат очень редко.
6) Индия: всем добра и терпения.
Главное, чему учат детей в Индии – это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить ребенку доброе отношение не только к людям, но и к животным, природе.
Кроме того, детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность.
В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали.
Терпению и спокойствию учат даже в школе, преподавая йогу и проводя уроки медитации.
Воспитанные с детства смирение, умение бороться с раздражением и радоваться жизни, дают огромный внутренний ресурс для саморазвития.
В результате человек чувствует себя счастливым независимо от количества денег, а индийские дети выглядят счастливыми и жизнерадостными, несмотря на жизнь за чертой бедности.
Система воспитания здесь основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи, образование и карьера отходят на второй план.
7) Франция: главное – слово «нет».
Французских детей рано отдают в детские сады, поскольку мамы торопятся вернуться к работе через несколько месяцев после родов.
Вообще, французские родители четко разграничивают время на ребенка и на себя. Например, малышей рано укладывают спать, чтобы мама и папа могли побыть вдвоем.
В целом детей воспитывают мягко, но при этом родители умеют очень уверенно говорить слово «нет».
Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть кружков и секций для дошкольников, где они находятся, пока мама на работе.
В переходном возрасте родители стараются создать иллюзию свободы, чтобы ребенок мог проявлять самостоятельность. Бабушки и дедушки редко нянчатся с внуками.
Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, не редко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности.
Как вы предпочитаете воспитывать детей?