Сейчас часто можно увидеть детей и подростков, которые выглядят нервными и быстро впадают в ярость, или, наоборот, находятся в депрессии и апатии, пишет Psychology Today.
Дети, страдающие хроническим раздражением, часто находятся в состоянии чрезмерно сильного возбуждения, но при этом могут казаться «уставшими и подавленными». То есть они взволнованы, но истощены.
Поскольку хронически высокий уровень возбуждения влияет на память и способность общаться, эти дети, вероятно, будут испытывать трудности в учебе и в общении с другими людьми.
В какой-то момент ребенку с такими симптомами может быть поставлен диагноз тяжелая депрессия, биполярное расстройство или СДВГ, и врачи предложат соответствующее лечение, включая терапию и лекарства. Но эти методы лечения не всегда срабатывают, и нисходящая спираль продолжается.
Что происходит?
И родители, и врачи могут пытаться вылечить то, что выглядит как случай психического расстройства из учебника, но не в состоянии исключить и устранить наиболее распространенную экологическую причину таких симптомов — каждодневное использование электроники.
И независимо от того, существует ли какой-либо «настоящий» диагноз, успешное лечение ребенка с нарушением настроения сегодня требует методического устранения электроники минимум на нескольких недель, чтобы позволить нервной системе «перезагрузиться».
Устранение гаджетов обеспечит ребенку глубокий сон, более ровное и веселое настроение, лучшее сосредоточение и организацию, а также увеличение физической активности. Улучшается способность переносить стресс, поэтому количество истерик уменьшаются как по частоте, так и по степени тяжести.
Ребенка больше тянет к природе, и к нему возвращается воображаемая или творческая игра. У подростков и молодых людей наблюдается усиление самостоятельного поведения — полная противоположность апатии и безнадежности.
Отказ от электроники уменьшает или устраняет необходимость в приеме лекарств, в то же время делая другие виды лечения более эффективными. Улучшение сна, больше физических упражнений и больше непосредственного контакта с другими людьми — все это образует восходящую спираль! После перезагрузки мозга, родитель сможет определить, сколько времени ребенок может проводить в гаджетах без возвращения симптомов.
Ограничение электроники не может решить все, но это часто недостающее в лечении звено. Но почему оно так эффективно? Потому что это обращает вспять большую часть физиологической дисфункции, вызванной интернет-зависимостью.
Детский мозг гораздо более чувствителен к использованию электроники, чем думает большинство из нас. На самом деле, вопреки распространенному мнению, нужно не так много электронных стимулов, чтобы сбить с толку чувствительный и все еще развивающийся мозг.
Кроме того, многие родители ошибочно полагают, что интерактивное время за экраном — использование Интернета или социальных сетей, текстовые сообщения, электронная почта и игры — не вредно, особенно по сравнению с пассивным временем, таким как просмотр телевизора.
На самом деле, время у интерактивного экрана с большей вероятностью может вызвать проблемы со сном, настроением и когнитивные расстройства — гиперактивность и компульсивное поведение.
Вот шесть физиологических механизмов, объясняющих, почему электроника вызывает расстройства настроения:
1. Использование гаджетов нарушает сон и десинхронизирует часы тела.
Поскольку свет от экранных устройств имитирует дневное время, он подавляет мелатонин — гормон сна, высвобождаемый темнотой. Всего несколько минут за синим экраном могут задержать высвобождение мелатонина на несколько часов и десинхронизировать часы тела. Это приводит к дисбалансу гормонов и воспалению мозга. К тому же, сильное возбуждение не позволяет глубоко заснуть, а мозг восстанавливается именно в фазе глубокого сна.
2. Использование гаджетов снижает чувствительность системы вознаграждения мозга.
Многие дети «зациклены» на электронике, потому что во время игр выделяется много дофамина. Когда дофамин высвобождается в центрах системы вознаграждения головного мозга, они испытывают радость, наслаждение и расслабление. Но когда это происходит постоянно, дети становятся менее чувствительными, и для получения удовольствия требуется все больше стимулов.
Между тем, дофамин также важен для сосредоточенности и мотивации, поэтому даже небольшие изменения в чувствительности к дофамину могут нанести ущерб тому, как ребенок чувствует и функционирует.
3. Свет от гаджетов действует подобно «свету в ночи».
Свет от электроники давно связывают с депрессией и даже риском самоубийства. На самом деле, исследования на животных показали, что воздействие света на экране до или во время сна вызывает депрессию, даже когда животное не смотрит на экран. Иногда родители не хотят ограничивать использование электроники в детской спальне, потому что не хотят, чтобы ребенок боялся, но на самом деле удаление света ночью является жизненной необходимостью.
4. Использование электроники вызывает стрессовые реакции.
Как острый стресс (борьба или бегство), так и хронический стресс вызывают изменения в химии мозга и гормонов, которые могут увеличить раздражительность. Действительно, кортизол — гормон хронического стресса, является причиной и следствием депрессии, создавая порочный круг. Кроме того, пути гиперактивности и зависимости подавляют лобную долю мозга, область, где фактически происходит регулирование настроения.
5. Время за экранами перегружает сенсорную систему и истощает умственные резервы.
Эксперты говорят, что часто за взрывным и агрессивным поведением стоит плохая концентрация. Когда страдает внимание и способность обрабатывать свою внутреннюю и внешнюю среду, любое напряжение становится критическим. Один из способов временно «увеличить» истощенные резервы — это разозлиться, так что обвалы фактически превращаются в механизм выживания.
6. Гаджеты уменьшают время физической активности и «зеленое время».
Исследования показывают, что время на свежем воздухе, особенно во взаимодействии с природой, может восстановить внимание, снизить стресс и уменьшить агрессию. Таким образом, время, проведенное с электроникой, уменьшает воздействие естественных усилителей настроения.
Вам покажется чрезмерным настолько радикально ограничивать доступ к электронике? Но мы напрасно думаем, что дети способны сами использовать ее умеренно. Это просто не работает.
Напротив, позволяя нервной системе вернуться в более естественное состояние благодаря ограничению электроники, мы можем сделать первый шаг, помогая ребенку стать спокойнее, сильнее и счастливее.
А вы контролируете время, которое дети проводят за телефоном или планшетом?