До того, как Абдулрахман Ибрагим ибн Сори был порабощен на плантации Миссисипи, он занимал пост западноафриканского короля, пишет издание History Stories.
После путешествия через Атлантику Абдулрахман Ибрагим Ибн Сори отчаянно пытался заставить Томаса Фостера, человека, который собирался его купить, осознать свою ошибку: он не должен был быть порабощен, 26-летний молодой человек был наследником одно из самых влиятельных королевств Африки.
Вместо свободы его протесты принесли ему ироническое прозвище «Принц», которое он носил в течение следующих 40 лет порабощения.
После того как в 1788 году был похищен вражескими войсками на своей родной Футе Джаллон в нынешней Гвинее, Сори прибыл в Натчез, штат Миссисипи. В разгар мировой работорговли, когда примерно 80 000 африканцев захватывали, заковывали и отправляли через Атлантический океан каждый год, мощная королевская власть была продана работорговцам за несколько мушкетов и ром.
Несмотря на масштабы работорговли — Сори был одним из 12,5 миллионов африканцев, вынужденных покинуть свои дома и проданных Новому Свету в период между 1525 и 1866 годами, — подробные описания лиц, вынужденных вступить в рабство, ограничены. Особенно это касается мусульманских рабов, таких как Сори. Он был исключением; высокообразованный аристократ, чье драматическое стремление к свободе в конечном счете катапультирует его к национальной знаменитости, что также означает, что его жизнь задокументирована больше, чем жизнь большинства.
История Сори — понимание не только жестокости рабства, которое поддерживало мировую экономику на протяжении поколений, но и того, как некоторым порабощенным людям удавалось манипулировать тяжелыми обстоятельствами. В своей многолетней битве за свободу Сори смог бы сплести паутину двуличия. Причём настолько драматичную, что он смог бы поймать в неё не только американского президента Джона Куинси Адамсбута, но и султана Марокко.
Принц прибывает в Миссисипи
Не обращая внимания на протесты Сори, Фостер отправил его в свою пограничную усадьбу в Натчезе, штат Миссисипи, которая в то время еще была территорией Испании.
Это было далеко от Тимбо, торгового центра, где отец Сори консолидировал власть в Фута Джаллон. Сори получил образование в области ислама и политики в соседнем Тимбукту, и к тому времени, когда его схватили, он говорил по крайней мере на пяти языках, а также возглавлял армию в 2000 человек. Сори был в ужасе от того, насколько примитивным и неразвитым был Натчез.
Королевство Фута Джаллон было «очень сложным обществом», — сказал Хамза Юсуф Хансон, исламский ученый, в документе «Принц среди рабов». — «Это был период реального интеллектуального расширения, у них была конституция, у них были законы».
Фостер поспешил с избавлением от длинных волос Сори, признаком благородства в Фута Джаллоне, и заставил его зариматься жестоким физическим трудом. Отказавшись перенести унижение, Сори убежал. В течение нескольких недель он выживал в густой, незнакомой местности. Охотники за рабами преследовали его безрезультатно. Но в конце концов он понял, что спасения не будет.
«Во время одиночества в пустыне его осенило, что он больше не принц, он больше не воин», — сказал в том же документальном фильме Заид Шакир Имам, мусульманский ученый. «С этого момента его достоинство основывалось на его способности справляться с обстоятельствами, в которых он находился».
Это было также, когда он понял, что возвращение в Фута Джаллон не будет когда-либо возможным.
Столкнувшись с отсутствием хороших вариантов, Сори вернулся к Фостеру и взялся за работу.
Фостер, необразованный человек, вырашивал табак и крупный рогатый скот, мало знал о хлопке — растущем урожае в Северной Америке. А Сори знал, так как хлопок выращивался в Фута Джаллон.
С помощью Сори Фостер стал одним из ведущих производителей хлопка в регионе. Когда его плантация «расцвела», влияние Сори также изменилось. Он стал мастером и встретил 25-летнюю Изабеллу, акушерку, также порабощенную Фостером. Они поженились. У них было пять сыновей и четыре дочери.
Относительная свобода Сори означала, что он может выращивать овощи и продавать их на местном рынке. В один из рыночных дней, в 1807 году, случайная встреча снова изменила бы его жизнь.
Путешественник узнает Сори
Десятилетиями ранее, из-за кораблекрушения, британский хирург по имени Джон Кокс покинул западноафриканский берег. Он выжил только благодаря тому, что его спасла народ фулани, которые привели его в Тимбо. Там он встретил Сори и королевскую семью, которые предложили ему медицинскую помощь и дружбу в течение шести месяцев пребывания.
Волей случая Сори наткнулся на Кокса на рынке, где тот торговал овощами. В этой встрече Кокс увидел не только возможность исправить серьезную несправедливость, но и погасить свой долг перед семьей Сори. Он решил выкупить его свободу.
Фостер отказывал любой стоимости, которую ему предлагали — Сори был с ним почти два десятилетия, и его знания были слишком ценными, чтобы их вдруг потерять.
Кокс проведет остаток своей жизни, пытаясь выкупить свободу своего бывшего хозяина. И несмотря на то, что его усилия были бесполезными, они предложили Сори другую форму валюты — он стал местной знаменитостью.
Слухи о фантастической истории случайной встречи по обе стороны Атлантики быстро разошлись по городу. Вскоре об этом узнал местный журналист, Эндрю Маршалк, и тогда его интерес вспыхнул. После того, как Маршалк узнал, что Сори говорит по-арабски, он пришел к выводу, что Сори был марокканцем.
Понимая американскую расовую иерархию, которая поставила мавров намного выше западноафриканцев, Сори решил не поправлять его. Это было бы первым из многих стратегических отклонений, которые Сори совершит в последующие годы.
Сори попросил Маршалка помочь отправить письмо в Африку. Маршалк согласился. Для этого Сори потребовалось несколько лет, но в итоге он произвел что-то, что, вероятно, было скопировано из стихов Корана. Маршалк использовал их для «установления подлинности» мавританского происхождения Сори и приложил к нему свое собственное письмо, выражающее желание Сори присоединиться к его родственникам в Марокко, которое он отправил консулу Соединенных Штатов в Танжере, Марокко.
Известие о затруднительном положении Сори в конце концов дошло до султана Марокко. Оттуда новость о плененном короле попало в правительство Соединенных Штатов. Обеспокоенный дипломатическими отношениями, государственный секретарь Генри Клэй организовал освобождение Сори 22 февраля 1828 года.
Фостер согласился на освобождение Сори с компенсацией при одном условии: его доставят обратно в Африку, если он никогда не воспользуется «привилегиями свободного человека на территории Соединенных Штатов Америки».
wikimedia
Сори освобождается из рабства через 40 лет
Свобода Сори была неизбежна, а свобода Изабеллы и его детей — нет. Решимость вернуться в Фута Джаллон предшествовала отказу не делать этого без семьи.
Готовясь к поездке в Вашингтон, округ Колумбия, откуда он отправится в Африку, слухи о его величии выросли. Газеты освещали его одиссею, в его честь также планировали события. Куда бы он ни шел, разговоры о порабощенном человеке, который не только умел читать и писать, но и был умелым оратором и утверждал, что принц-мусульманин собирали толпы потрясенных и пьяных зевак.
Прежде чем он покинул Натчез, Маршалк подарил ему традиционный «мавританский костюм» для поездки, что усилило абсурд его обмана. Сори был шоуменом и планировал использовать поездку как возможность собрать средства для освобождения своих детей.
Он быстро смог выкупить свободу Изабеллы, но ему пришлось продолжать собирать пожертвования для своих детей, прося даже у президента Джона Куинси Адамса о финансировании, от которого Адамс отказался.
Его история снова привлекла внимание влиятельной фигуры — Томаса Галлаудета, одного из основателей Американской школы для глухих. Он был частью Американского общества колонизации, которое рассматривало Сори как возможность распространить христианство по всей Африке. Сори также увидел возможность — возможность пообщаться с мужчинами с глубокими карманами.
Чтобы доказать свою приверженность христианству, Галлодет попросил его написать «Молитву Господню» на арабском языке. Её планировали использовать в миссионерской работе. Сори выполнил задачу. К концу 1820-х годов движение аболиционистов набирало обороты, и Сори, чья история была мощным обвинением в рабстве, начал разжигать негодование среди южан, борющихся за сохранение практики.
В то время Эндрю Джексон готовился к президентской заявке против Адамса и использовал Сори в качестве инструмента кампании, высмеивая Адамса за его поддержку. Фостер узнал о попытках Сори освободить порабощенных детей и пригрозил лишить его свободы. Маршалк, не желая занимать «не ту сторону власти», отвернулся от Сори.
Рассказ Сори о марокканском происхождении развалился, когда он объяснил Адамсу, что это не то место, куда бы он хотел вернуться. Общественная поддержка начала ослабевать, и спустя почти год у Сори было только половина средств, необходимых для освобождения его детей.
Сори снова отправился в плавание через Атлантику — на этот раз к нему присоединилась жена, а правительство США оплачивает расходы. Он отчаянно надеялся, что их дети смогут последовать за ним. Когда в марте 1829 года Сори прибыл в Монровию, Либерия, первым делом он развернул молитвенный коврик и поклонился земле.
Из-за поездки Сори заболел лихорадкой. Через четыре месяца он умрет в возрасте 67 лет. Он никогда не вернется в Фута Джаллон и не увидит своих детей снова.
Спустя годы Галлоде узнает, что Сори на самом деле не писал Молитву Господню, доказывая свою приверженность христианству. Вместо этого он скопировал первую главу Корана. Иногда историю пишут не победители.