Земля фараонов славится своими огромными пирамидами, перевязанными мумиями и золотыми сокровищами, пишет history extra. Но что вы действительно знаете о Древнем Египте? Египтолог Джойс Тилдесли делится 10 менее известными фактами.
1. Они не катались на верблюдах.
Действительно, в письменных памятниках древнего Египта верблюд ни разу не упоминается. Но теперь мы совершенно точно знаем, что в древнем Египте знали верблюдов, так как там нашли их скелеты. До самого конца династического века египтяне использовали в качестве вьючных животных ослов. И лодки — очень удобное средство передвижения.
Река Нил протекала через центр их плодородной земли, создавая естественную магистраль (и канализацию!). Течение помогало тем, кому нужно было грести с юга на север, а ветер облегчал жизнь тем, кто хотел плыть в противоположном направлении.
Река была связана с поселениями, карьерами и строительными площадками каналами. Огромные деревянные баржи использовались для перевозки зерна и тяжелых каменных блоков; легкие папирусные лодки перевозили людей по делам. И каждый день, высоко над рекой, считалось, что бог солнца Ра плыл по небу на своей солнечной лодке.
2. Мумифицировали только богатых египтян.
Мумия — потрошенный, высушенный и перевязанный труп — стала определяющим египетским артефактом. Все же мумификация была дорогим и трудоемким процессом, предназначенным для более богатых членов общества. Подавляющее большинство мертвых Египта были похоронены в простых ямах в пустыне.
Так почему элита чувствовала необходимость мумифицировать своих мертвецов? Они полагали, что после смерти можно было снова жить, но только если тело сохранило узнаваемую человеческую форму. По иронии судьбы, этого можно было легко достичь, похоронив мертвых в прямом контакте с горячим и стерильным песком пустыни; тогда произошло бы естественное высыхание.
Но элита хотела быть похороненной в гробах в могилах, и это означало, что их трупы, уже не находящиеся в непосредственном контакте с песком, начали гнить. Двойные требования к сложному погребальному оборудованию плюс узнаваемый корпус привели к науке искусственной мумификации.
3. Живые делились едой с мертвыми.
Гробница была задумана как вечный дом для мумифицированного тела и духа Ка, который жил рядом с ним. Доступная часовня для гробниц позволяла семьям, доброжелателям и священникам посещать умерших и оставлять обычные пожертвования, которые требовал Ка, в то время как скрытая погребальная камера защищала мумию от вреда.
В гробнице-часовне еда и напитки предлагались на регулярной основе. Будучи духовно поглощенными Ка, они физически поглощались живыми. Во время «праздника долины» — ежегодного праздника смерти и возрождения, многие семьи проводили ночь в часовнях своих предков. В часы темноты они пили и пировали при свете факелов, когда живые праздновали воссоединение с мертвыми.
4. Египетские женщины имели равные права с мужчинами.
В Египте мужчины и женщины с равным социальным статусом рассматривались как равные в глазах закона. Это означало, что женщины могут владеть, зарабатывать, покупать, продавать и наследовать имущество. Они могли жить без защиты со стороны мужчин-опекунов и, если они овдовели или развелись, могли бы растить своих собственных детей. Они могли судиться и быть осужденными. И они могли заменить отсутствующего мужа в вопросах бизнеса.
В Древнем Египте все должны были вступать в брак, а мужьям и женам отводилась дополнительная, но противоположная роль в браке. Жена, «хозяйка дома», отвечала за все внутренние, домашние дела. Она воспитывала детей и управляла домашним хозяйством, в то время как ее муж, доминирующий партнер в браке, играл внешнюю роль, получая заработную плату.
5. Писцы редко писали иероглифами.
Иероглифическое письмо, состоящее из многих сотен запутанных изображений, смотрелось красиво, но было очень трудозатратным. Поэтому оно использовалось для самых важных текстов; надписей, украшающих гробницы и стены храма, и текстов, записывающих королевские достижения.
Для ежедневных записей египетские книжники обычно использовали иератическую форму — упрощенную или сокращенную форму иероглифического письма. К концу династического периода они использовали демотическую, еще более упрощенную версию иератики. Все три сценария были использованы для написания одного и того же древнеегипетского языка.
Мало кто из древних мог прочитать иероглифы и иераты: считается, что не более 10 процентов (и, возможно, значительно меньше) населения было грамотным.
6. Царь Египта мог быть женщиной.
В идеале царь Египта должен был быть сыном предыдущего царя. Но это не всегда было возможно, и церемония коронации была способна превратить в царскую особу самого неожиданного кандидата.
По крайней мере, три раза на престол вступали женщины, правя сами по себе и используя полный титул царя. Самая успешная из этих женщин-правительниц, Хатшепсут, управляла Египтом более 20 лет.
В английском языке, где «король» специфичен для пола, мы можем классифицировать Собекнефру, Хатшепсут и Таусрет как цариц королев. В египетском, однако, фраза, которую мы обычно переводим как «королева», буквально означает «жена царя» и совершенно не подходит для этих женщин.
7. Некоторые египетские мужчины женились на сестрах.
Некоторые из египетских царей женились на своих сестрах или сводных сестрах. Эти кровосмесительные браки гарантировали, что королева была обучена исполнению своих обязанностей с рождения, и что она оставалась полностью преданной своему мужу и их детям. В противном случае они могли бы остаться незамужними, ограничивая при этом число потенциальных претендентов на престол.
Они даже обеспечили связь с богами, некоторые из которых (например, Изида и Осирис) имели кровосмесительные союзы. Тем не менее браки между братом и сестрой никогда не были обязательными, и некоторые из самых выдающихся королев Египта, включая Нефертити, были не королевского происхождения.
Кровосмесительные браки не были распространены за пределами королевской семьи до самого конца династической эпохи. Ограниченная терминология египетского царства («отец», «мать», «брат», «сестра», «сын» и «дочь» — единственные используемые термины) и тенденция свободно применять эти слова, чтобы «сестра» могла с одинаковой достоверностью описания фактической сестры, жены или любовницы, привели к большой путанице по этому вопросу.
8. Не все фараоны строили пирамиды.
Почти все фараоны Старого царства (ок. 266–2125 гг. До н.э.) и Среднего царства (ок. 2055–1650 гг. До н.э.) строили пирамидальные гробницы в северных пустынях Египта. Эти очень заметные памятники связывали королей с богом солнца Ра, копируя насыпь творения, появившуюся из вод хаоса в начале времен.
Но к началу Нового царства (около 1550 г. до н.э.) строительство пирамид вышло из моды. Короли теперь построят два совершенно отдельных погребальных памятника. Их мумии будут похоронены в скрытых вырубленных в скалах гробницах в Долине Царей на западном берегу Нила в южном городе Фивы, в то время как хорошо видимый мемориальный храм, расположенный на границе между обрабатываемой землей (домом живой), и стерильная пустыня (дом мертвых), будет служить центром культа королевского морга.
После распада Нового Царства последующие цари были похоронены в гробницах в северном Египте: некоторые из их захоронений так и не были обнаружены.
9. Великая пирамида не была построена рабами.
Классический историк Геродот считал, что Великая пирамида была построена 100 000 рабов. Его образ мужчин, женщин и детей, отчаянно трудящихся в самых суровых условиях, оказался чрезвычайно популярен среди современных кинопродюсеров. Но это вымысел.
Археологические данные свидетельствуют о том, что Великая пирамида была построена 5 000 постоянных наемных работников и до 20 000 временных работников. Эти работники были свободными людьми, вызванными в соответствии с системой государственной службы Корве, чтобы отработать трех- или четырехмесячную смену на стройплощадке перед возвращением домой.
Они были размещены во временном лагере возле пирамиды, где они получали оплату в виде еды, напитков, медицинской помощи и, для тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей, похороны на близлежащем кладбище.
10. Клеопатра, возможно, не была красивой.
Клеопатра VII, последняя царица древнего Египта, покорила сердца Юлия Цезаря и Марка Антония — двух самых важных людей Рима. Вероятно, она была выдающейся красавицей?
Монеты с ее изображением показывают другое. Она изображена на них в профиль с выраженным носом, выраженным подбородком и глубоко посаженными глазами. Конечно, монеты Клеопатры отражают навыки их создателей, и вполне возможно, что королева не хотела показаться слишком женственной на жетонах, которые представляли ее суверенитет внутри и за пределами Египта.
К сожалению, у нас нет описания королевы очевидцами. Однако классический историк Плутарх, который никогда не встречал Клеопатру, говорит нам, что ее обаяние заключалось в ее поведении и ее прекрасном голосе.
Как видите, очень многие факты о жизни древних египтян искажены. А вам интересна история древнего Египта?